Положение о проектной деятельности НОО +

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Екатеринбурга
Управление образования Чкаловского района
МАОУ СОШ № 102

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогический совет №1

директор МАОУ СОШ №102

МАОУ СОШ №102

Приказ №1/1 от «29» августа 2023 г.

«29» августа 2023 г.

________________________Майструк К. Г.

Положение о проектной деятельности
обучающихся начального общего
образования МАОУ СОШ №102

1. Общие положения
1.1.

Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности МАОУ

СОШ №102 (далее – Положение) определяет цель и порядок организации проектной
и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в процессе реализации
основной образовательной программы начального общего образования - ООП НОО.
1.2.

Положение разработано в соответствии с требованиями:

 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 мая 2021 года №286.
1.3.

Общее руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью

обучающихся,

ее

координацию,

контроль

за

выполнением

этапов,

а

также

методическую и организационную помощь на каждом этапе осуществляет заместитель
директора по учебной работе. Проектную и учебно-исследовательскую деятельность
обучающихся непосредственно организуют классные руководители. Консультантом
проекта обучающегося могут быть иные педагогические работники (например, педагогпсихолог), родители (законные представители) обучающихся, сотрудники иных
организаций по профилю проекта (социальные партнёры).
1.4. Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, она
направлена на выработку исследовательских навыков, развитие творческих способностей
и логического мышления обучающихся.
1.5. Обучающиеся разрабатывают и реализуют как учебные, так и социальные проекты,
темы которых они выбирают самостоятельно или по предложению педагогов
(Приложение 3).
2. Цель проектной деятельности
Создание условий для развития познавательных, метапредметных, коммуникативных
и рефлексивных умений (навыков) обучающихся.
3. Задачи
3.1. Обучение школьников технологии проектной деятельности.
2

3.2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
3.3. Формирование у обучающихся позитивного отношения к себе и окружающему миру,
создание условий для самоопределения, самопознания, самореализации.
3.4.

Формирование

у

учащихся умения делать выбор и нести ответственность за его

последствия.
4. Организация проектной деятельности
4.1. В проектной деятельности принимают участие обучающиеся 3-х классов.
4.2. Направление и содержание проектной деятельности определяется обучающимися
совместно с руководителями проектов.

При выборе темы можно учитывать

индивидуальные интересы обучающегося и педагога.
5. Алгоритм разработки и этапы работы над проектом
Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности;
разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации,
описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
Алгоритм разработки проекта: проблема – цель – результат.
После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать
следующее:
1. Сформулировать цель
2. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы.
(Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего
пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)
3. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)
4. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)
5. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
6. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
Выбор темы
Тема

– предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается,

что

обсуждается, исследуется, изображается.
Возможно, на помощь придут следующие вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
3

- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Формулировка темы проекта
Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?»,
«Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.
Определение цели проекта
Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить,
решить.
Формулировка цели

- это одно предложение, являющееся ответом на вопрос:

зачем нам нужен этот проект?
Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить»,
«обобщить»,

«разработать»

(например,

разработать

алгоритм

…),

«расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».
Постановка задач проекта
Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется,
как достичь цели.
В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы
достичь цели.
Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать
информацию»,

«выяснить»,

«выявить

особенности»,

«подготовить»,

«придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать»,
«определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».
Высказать одну или несколько гипотез
Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не
подтверждённая опытом.
Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …»,
«допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».
Варианты гипотез к проекту «Как возник язык».
1.

Предположим,

что

прилетели

инопланетяне

и

научили

людей

разговаривать.
2.

Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
4

3.

Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.

4.

Люди договорились друг с другом давали названия разным предметам.

Образец
Тема проекта: «Мир слов».
Цель: Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.
Задачи:
1. Изучить строение словаря.
2. Определить, когда и где можно использовать словарь.
3. Придумать рекламу для толкового словаря.
Гипотеза: в наше время невозможно обойтись без толкового словаря.
Работа с информацией
Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём - либо.
1)

Сбор информации.

Постараться узнать, как можно больше о предмете исследования.
Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то рассказал,
сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).
Но может быть и письменная информация, или текстовая

информация

(статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.)
К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и
изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.
2)

Методы исследования.

Зададим себе вопрос: как мы можем узнать, что – то новое о том, что
исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а
затем выстроить их по порядку.
Метод(греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ
действия.
Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые
нужны.
Методы исследования:


Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.
5



Опрос.



Интервью.



Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).



Анализ информации.



Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия:

описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.


Мозговой штурм.



Фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их

характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).


Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.



Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.



Сравнение.



Обобщение.



Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится

чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам.


Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим

выводам.


Аналогия – сходство между явлениями, предметами, понятиями.



Анкетирование.



Тестирование.

3) Результаты исследования.
Все

проекты предполагают создание информационного или творческого

продукта.
Продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено.
Так, если это творческая работа, то видом творческого продукта будут: сказка,
песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация.
Вывод.
Вывод - это логический итог рассуждений, умозаключение.
6

6.Требования к содержанию проектной работе
Структурными элементами проектных работ являются: титульный лист;
введение; термины, определения и сокращения (при необходимости); основная часть
(разделы); заключение; список использованных источников; приложение (если
имеется).
6.1.Титульный лист
На титульном листе приводят: полное наименование школы; тема работы;
автор письменной работы; наименование города и текущий год.
Полное оформление титульного листа приведено в приложении (Приложения
1).
6.2. Оглавление
Оглавление должно охватывать

все

части работы.

В

оглавлении

в

последовательности даются все названия структурных элементов работы с указанием
номеров страниц, на которых они помещены. После заголовка каждого из указанных
структурных

элементов

ставят

отточие,

а

затем

приводят

номер страницы

письменной работы, на которой начинается данный структурный элемент.
Пример оформления Оглавления приведен в (Приложении 2).
Оглавление размещают с новой страницы. Слово Оглавление записывают в
верхней части, посередине страницы, с прописной буквы и выделяют полужирным
шрифтом.
6.3. Введение
Текст введения не делят на структурные элементы (пункты, подпункты и т.д.).
Введение

размещают

на

следующей

странице

после

страницы,

на

которой

заканчивается Оглавление. Слово Введение помещают в верхней части страницы
посередине, начинают с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом.
Введение составляет до 2 страниц, в нем не следует давать определений, таблиц,
графического материала. Во введении необходимо отразить:


актуальность темы;

 формулировку проблемы, которая требует решения, и состояние этой проблемы
7

на данный момент времени;


постановку цели и задач исследования;



обоснование предмета и объекта исследования;



указание методов исследования;



описание логики исследования;



структуру работы с указанием количества использованных источников.
6.4. Основная часть
Основная часть может состоять из нескольких разделов (обычно двух-трех).

Разделы нумеруются арабскими цифрами, подразделы – арабскими цифрами через
точку. Каждый раздел начинается с новой страницы.
Первый раздел должен обеспечивать теоретическую основу для последующего
изложения. В конце каждого раздела должны быть сделаны выводы (резюме).
Во втором разделе приводятся собственные данные о путях и методах
улучшения (модернизации) объекта исследования. Предложения должны быть
теоретически обоснованы, подкреплены соответствующими графиками, таблицами и
расчетами (если таковые имеют место).
По результатам исследования, выполненного в третьем разделе, необходимо
сделать соответствующе заключение (резюме).
6.5.

Заключение

В заключении объемом до 2 страниц в тезисной форме отражаются основные
результаты в соответствии с принятой структурой, целями и задачами, формулируются
выводы, указывается степень достижения поставленной цели. Если в процессе
исследования были сформулированы конкретные предложения, направленные на
улучшение деятельности исследуемого объекта, то они помещаются после выводов.
6.6.

Список использованных источников

Список должен содержать литературные источники всех видов и давать
представление об уровне теоретической и практической проработки проблемы. В
список должна быть включена литература, на которую имеются сноски в работе.
8

Каждый источник в списке должен быть пронумерован.
6.7.

Приложение

В приложении помещаются материалы, которые невозможно использовать в
тексте в силу их громоздкости, справочного характера или первичной информации.
7. Основные требования к оформлению проектной работы
7.1. Текст набирается на компьютере (либо оформляется в рукописном виде), на
одной стороне листа белой бумаги формата А4 (размер 210 на 297 мм) в соответствии
со следующими требованиями:
 интервал междустрочный – полуторный; шрифт – TimesNewRoman (для работы,
выполненной на компьютере);
 размер шрифта – 14 пт (в таблицах допускается 10-12 пт) (для работы,
выполненной на компьютере);
 выравнивание текста по ширине;
 размеры полей: левое – 25-30 мм; правое – 10 мм; верхнее и нижнее – 20 мм.
7.2.

Нумерация страниц начинается с титульного листа, используются арабские

цифры, соблюдается сквозная нумерация по всему тексту. Порядковый номер
страницы на титульном листе не ставится.
7.3. Если в письменной работе содержатся рисунки и таблицы, то их необходимо
выносить в приложение. Приложения и список использованных источников
необходимо включать в сквозную нумерацию. Каждый раздел должен начинаться с
новой страницы.
7.4. Общий объем работы составляет: 7-10 страниц. Первой страницей проектной
работы является титульный лист, второй – оглавление.
7.5. Все листы работы и приложений (если они имеются) аккуратно подшиваются
(брошюруются) и переплетаются в следующей последовательности:
 титульный лист (Приложение 1);
 оглавление;
 введение– часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу
9

(если это требует работа) и методы исследования (способы проверки);


термины, определения и сокращения (если имеются);



основная часть– описание поэтапного решения задач;



заключение (выводы, предложения) – часть, в которой нужно подвести

итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы, сформулировать
рекомендации;


список использованных источников;



приложение.
7.6. В процессе выполнения работы необходимо обратить особое внимание

на культуру письма, не допускать грамматических, орфографических и
синтаксических ошибок.
8. Защита проекта
После того, как проект уже оформлен, его необходимо представить публично, то
есть показать, ознакомить с ним других, при помощи доклада. Убедить, что ваши
исследования верные, ваши выводы правильные. То есть, защищать то, что сделали.
План защиты проекта такой:
1. Тема проекта.
2. Цель проекта.
3. Задачи.
4. Гипотезы (если это требуется в работе).
5. Методы и средства исследования.
6. Актуальность проекта.
7. Этапы работы.
8. Полученные результаты.
9. Выводы.
Текст выступления
Можно использовать стандартные фразы дополнив которые можно получить
текст выступления.
10

Введение
 Тема моего проекта …
 Цель моей работы …
 Задачи моего исследования: …
 Я выдвинул гипотезу: …
 Продуктом данной работы будет …
 Моя работа актуальна, потому что …

Этапы работы: перечислить все промежуточные этапы).
Подготовительный этап:


выбор темы и уточнение названия;



сбор информации

Практический этап:


эксперимент и анализ материалов;



изготовление продукта.

Обобщающий этап:
 подготовка выступления;
 подготовка к презентации проекта;
 защита проекта.
Основная часть
 Я начал свою работу с того, что …
 Потом я приступил к …
 Я завершил работу тем, что …
Заключение


Закончив проект, я могу сказать: не всё из того, что было задумано,
получилось, например, …



Это произошло потому, что …



Я думаю, что проблема проекта решена, так как …



Работа над проектом показала, что …
11



Я узнало о проблеме, по которой работал…

9. Требования к оформлению презентации для защиты проектных работ
Общие требования к оформлению


количество слайдов с учетом титульного листа не должно превышать 7-10



текстовое наполнение должно быть минимальным:

 текст должен быть четко виден: темный шрифт и светлый фон или
наоборот;


дизайн презентации должен быть выдержан в едином стиле.
Рекомендации



Ваша компьютерная презентация не должна повторять текст, зачитываемый

Вами.


Должна дополнять, расширять Ваш доклад, одновременно с этим экономя

время для Вашего выступления.


Слайды презентации не должны дублировать доклад.

Прим. Презентация может быть оформлена в любой компьютерной программе, либо
быть представлена в форме набора фотографий.

12

10.
№

Критерий

1

Целеполагание

2

Самостоятельность
работы над проектом

3

Качество
теоретической части
проекта

4

Качество
практической части
проекта

5

Культура
оформления
печатного варианта
проекта
Глубина тематики
проекта
Результативность
работы
Новизна
(оригинальность)
тематики и
полученных
результатов
Иллюстративность

6
7
8

9

10

Практическая,
социальная
значимость

Критерии оценки проектных работ
Содержание критерия

Основные критерии
Адекватно сформулированы цель (цели) и
задачи работы
Представленные в работе материалы
позволяют сделать вывод об активном
участии автора в проектной деятельности
Наличие обзора источников информации по
теме работы (допускаются Интернетисточники), наличие ссылок на источники,
культура цитирования.
Практическая часть соответствует
теоретической, раскрывает и дополняет её;
представлены основные этапы
исследовательской (социальной,
конструкторской, творческой) деятельности
учащегося
Печатный вариант проекта оформлен в
соответствии с требованиями,
иллюстративный материал (рисунки,
таблицы, графики, диаграммы) подписан.
В работе использована информация,
выходящая за рамки школьной программы
Адекватность результата целям и задачам
работы
Тема проекта и полученные результаты
отличаются оригинальностью, новизной

Наличие иллюстративного материала
(фотографий, графиков, диаграмм, таблиц и
т.п.)
Значимость (востребованность,
применимость) результатов исследования на
уровне группы людей (класса, школы,
друзей, единомышленников) или на уровне
социума

Максим
альное
кол-во
баллов

Фактич
еское
кол –во
баллов

2
2

2

2

2

2
2
2

2

2

13

11

12

13
14
15
16
17

Наличие
собственного
продукта (помимо
печатной работы и
презентации)
Особое мнение

Видеофильм, видеоролик, макет, модель,
изделие, интернет-продукт и др.

2

Баллы по дополнительному критерию
2
(критерий указывается экспертом)
Максимальное количество баллов по основным критериям
24
Критерии оценки выступления на представлении проекта
Логичность выступления
2
Качество ответов на вопросы
2
Качество демонстрационного материала (презентации)
2
Чёткость выводов, обобщающих доклад (выступление)
2
Свободное владение материалом работы
2
Максимальное количество баллов за выступление
10
Максимальное количество баллов за проект по всем критериям 34

Шкала перевода критериев в отметку:


30-34 – «5»



18-29 – «4»



10-17 – «3»



0-9 – «2»

14

Список использованных источников
1. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. и др. Проектные задачи в
начальной школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2020. 176 с.
2. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников:
Практическое пособие для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2018. 80 с.
3. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения.
Проекты по русскому языку. 2-4 классы. – М.: Вако, 2016. 368 с.
4. Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: методическое пособие для учителя
начальных классов. 2 класс. – М.: Русское слово, 2013. 152 с.

15

Приложение 1
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 102
(МАОУ СОШ № 102)

Где спрятался воздух?

Выполнил(а): Фамилия Имя
ученик (ца) _ класса « »
МАОУ СОШ №102
Руководитель: Фамилия Имя
Отчество, учитель начальных
классов

г. Екатеринбург, 2024
16

Приложение 2
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………...3
Глава 1………………………………………………………………………………………...4
1.1. ……………………………………………………………………………………………4
1.2……………………………………………………………………………………………..6
Глава 2………………………………………………………………………………………..7
2.1……………………………………………………………………………………………..7
2.2…………………………………………………………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………………………..9
Список использованных источников……………………………………………………..10
Приложение 1……………………………………………………………………………….11

17

Приложение 3
Примерный перечень тем для реализации проектной деятельности в начальной
школе
Окружающий мир и экология


«Почему листья меняют цвет?»



«Тайны подземного мира: кто живет в почве?»

Природные явления


«От семечка до цветка»



«Может ли растение пить молоко?»

Культура и история


«Сказки моего народа»



«Почему матрёшка — символ России?»

Здоровье и человек


«Почему нужно мыть руки?»



«Как настроение влияет на учебу?»

Творчество и искусство


«Краски из природы»



«Как сделать невидимые чернила?»

Социальные проекты


«Школа будущего»



«Как сделать школьную перемену интереснее?»

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Так же на сайте установлено ПО Яндекс-метрика, которое фиксирует посещаемость сайта. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».