Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 102
(МАОУ СОШ № 102)
СОГЛАСОВАНА
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 102
(протокол от 30.08.2024 № 1)
УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 102
от 30.08.2024 № 3У
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
учебного предмета «Проектная деятельность»
для обучающихся 3-х классов
1
Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой
начального образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования.
Пояснительная записка
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых
способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное
развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации
в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и
решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной
деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание
подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно
мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и
четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и
профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного
типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа
позволяет
реализовать
актуальные
в
настоящее
время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:
Непрерывностт и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цели и задачи.
Цели программы:
развить творческие и коммуникативные способности ребёнка
привить навыки сотрудничества с другими людьми;
активизировать навыки эмоционального общения с членами
семьи;
привить первоначальные умения собирать информацию из
разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
активизировать навыки самостоятельной работы по сбору
нужной информации;
развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при
решении общих задач.
Задачи исследовательской деятельности:
познакомить
учащихся
со
структурой
деятельности, со способами поиска информации;
2
исследовательской
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих
усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями
и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности.
Задачи проектной деятельности:
определять дополнительные источники информации по заданной теме
или для заданий с неполными исходными данными, в которых надо определить,
какими сведениями необходимо дополнить задание для его выполнения;
осуществлять поиск информации в различных источниках: в книгах
(словари, справочники, энциклопедиях), в Интернете, в беседах с людьми,
проводить наблюдения и фиксировать их разными способами;
анализировать, упорядочивать, представлять собранную информацию
в наглядном виде (тексты, схемы, таблицы, столбчатые диаграммы) и делать
самостоятельные выводы на основе полученных данных;
расширять и углублять знания и способы их практического
использования;
работать в группе: умение вести диалог, распределять различные виды
работ среди товарищей по группе, планировать совместную работу, планировать
сроки выполнения этапов работы и всей работы над проектом, обсуждать
полученные результаты, выявлять и исправлять ошибки;
самостоятельно и совместно принимать решения;
решать творческие и поисковые задачи;
оформлять итоги своей работы в виде альбома, выставки,
справочников, презентаций, и представлять их ученикам других классов, родителям.
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы
над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, фасилитатор. Педагог
не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть:
Консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления,
самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации,
трансформируя образовательную среду и т.п.
Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог
успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться
принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как
ситуацию выбора и свободы самоопределения.
Фасилитирует. Учитель не указывает в оценочной форме на
недостатки или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных
результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку
деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную
среду (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы
на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые
прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности,
принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство
классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.).
Наблюдает. Следует особо отметить, что при использовании метода
проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо
отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект –
3
формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать
осознанный выбор и осмысливать его последствия.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы.
Но на всех этапах он:
Выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в
сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.
Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не
только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителемконсультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы
школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет
вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.)
и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с
позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я –
безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал,
выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий
конкретное дело и несущий за него ответственность).
Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки.
Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для
проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он
оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
В начальной школе предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе
проекта, могут исходить от учителя. При организации проектной деятельности младших
школьников характерна ведущая роль учителя на аналитическом этапе, а некоторые из
перечисленных выше действий оказываются пропущены.
Любой проект должен заканчиваться созданием продукта. Младшие школьники
описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для
использования продукта по назначению.
Темы проектов учащихся этого возраста оказываются достаточно тесно связаны с
предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для
данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к
выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего
опыта и своих проблем.
Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического
предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь
традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников)
и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту –
совершенно особые.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –
исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению
проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения
вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является
пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с
указанием выходов, сроков и ответственных.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким
образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем
будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является
продукт.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или)
представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее
приемлемое средство решения проблемы.
Виды проектов
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое
количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере,
три различные классификации. (Сергеев И.С.)
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих
участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы,
микрорайона, города, государства.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное
исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач
исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой,
обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки:
лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте,
явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.
Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или
школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный
подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные
игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства,
видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя
в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей,
выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем
завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно
выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной
области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и
деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и
под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они
могут быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
5
Этапы работы над проектом:
Этапы работы над
Цели и задачи
Деятельность учителя
проектом
1. Погружение в Цель – подготовка учащихся к
Отбирает возможные темы и предлагает
проект
проектной деятельности.
их учащимся.
Задачи:
Побуждает у учащихся интерес к теме
– определение проблемы, темы и проекта.
целей проекта в ходе совместной
Помогает сформулировать:
деятельности
педагога
и
проблему проекта;
обучающихся;
сюжетную ситуацию;
– создание группы (групп) учащихся
цель и задачи.
для работы над проектом.
Мотивирует учащихся к обсуждению,
созданию проекта.
Организует
поиск
учащимися
оптимального
способа
достижения
поставленных целей проекта.
Помогает в анализе и синтезе,
наблюдает, контролирует.
Консультирует
учащихся
при
постановке
цели
и
задач,
при
необходимости
корректирует
их
формулировку.
Формирует
необходимые
специфические умения и навыки.
Цель – пооперационная разработка
Направляет
процесс
поиска
2.Планирование
проекта с указанием перечня информации
учащимися
(при
деятельности
конкретных действий и результатов, необходимости помогает определить круг
сроков и ответственных.
источников информации, рекомендует
Задачи:
экспертов).
–
определение
источников
Предлагает учащимся:
информации, способов сбора и
анализа информации, вида продукта
6
Деятельность учащихся
Осуществляют
вживание
в
ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет
исследования с учителем.
Получают
дополнительную
информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы (или
самостоятельно) решение по поводу
темы
(подтем)
проекта
и
аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
анализ ресурсов и поиск
оптимального
способа
достижения цели проекта;
личностное присвоение
проблемы.
Формулируют (индивидуально или
в результате обсуждения в группе) цель
проекта.
Осуществляют:
поиск,
сбор,
систематизацию
и
анализ
информации;
разбивку на группы;
распределение ролей в
группе;
планирование работы;
и возможных форм презентации
результатов
проекта,
сроков
презентации;
–
установление
процедур
и
критериев оценки результатов и
процесса;
–
распределение
задач
(обязанностей) между членами
группы.
различные
варианты
и
способы хранения и систематизации
собранной информации;
организовать группы;
распределить роли в группах;
спланировать деятельность
по решению задач проекта;
продумать возможные формы
презентации результатов проекта;
продумать критерии оценки
результатов и процесса.
Формирует необходимые специфические
умения и навыки.
Организует
процесс
контроля
(самоконтроля) разработанного плана
деятельности и ресурсов
Наблюдает,
советует,
косвенно
руководит деятельностью, отвечает на
вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил
техники безопасности.
Следит за соблюдением временных
рамок этапов деятельности.
3.
Осуществление Цель – разработка проекта.
деятельности
по Задачи:
решению проблемы
– самостоятельная работа учащихся
по своим индивидуальным или
групповым задачам проекта.
–
промежуточные
обсуждения
полученных данных в группах, на
консультациях (на уроках и/или во
внеурочное время).
4.
Оформление Цель
–
структурирование
Наблюдает, советует,
результатов.
полученной
информации
и
направляет процесс анализа.
интеграции полученных знаний,
Помогает в обеспечении проекта.
умений, навыков.
Мотивирует учащихся, создает чувство
Задачи:
успеха; подчеркивает социальную и
– анализ и синтез данных;
личностную важность достигнутого.
– формулирование выводов.
7
выбор формы и способа
презентации предполагаемых
результатов;
принятие решения по
установлению
критериев
оценивания
результатов
и
процесса.
Продумывают продукт групповой
и/или индивидуальной деятельности
на данном этапе.
Проводят
оценку
(самооценку)
результатов данного этапа работы.
Выполняют
запланированные
действия самостоятельно, в группе или
в комбинированном режиме.
При
необходимости
консультируются
с
учителем
(экспертом).
Осуществляют
промежуточные
обсуждения полученных данных в
группах.
Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе
проекта, оценивают свою роль,
анализируют выполненный проект,
выясняют причины успехов, неудач.
Проводят
анализ
достижений
поставленной цели. Делают выводы
5.
Презентация Цель – демонстрация материалов,
результатов
представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных
материалов;
–
подготовка
публичного
выступления;
– презентация проекта.
Организует презентацию.
Продумывает
и
реализует
взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует
учащихся по вопросам подготовки
презентации и оформления портфолио.
Репетирует с учениками предстоящую
презентацию
результатов
проектной
деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
обобщает и резюмирует полученные
результаты;
подводит итоги обучения;
оценивает
умения:
общаться,
слушать, обосновывать свое мнение,
толерантность и др.;
акцентирует
внимание
на
воспитательном моменте: умении
работать в группе на общий
результат и др.
8
Выбирают (предлагают) форму
презентации.
Готовят презентацию.
Продолжают
оформлять
портфолио.
При
необходимости
консультируются с учителем.
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
понимание
проблемы,
цели и задач;
умение планировать и
осуществлять работу;
найденный
способ
решения проблемы;
рефлексию деятельности
и результата.
Выступают в качестве эксперта, т.е.
задают вопросы и высказывают
критические
замечания
(при
презентации других групп \ учащихся)
на основе установленных критериев
оценивания результатов и процесса.
Методы работы:
- словесные методы: рассказы детей, сообщения, доклады на заданную тему,
подготовка и чтение рефератов - эти методы способствуют обогащению теоретических
знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации поделок, плакатов, макетов, схем,
иллюстраций, рисунков. Наглядные методы дают возможность более детального
обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления,
внимания, младших школьников;
- практические методы: изготовление плакатов, схем, различных моделей,
поделок.
Формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информаторами,
поисковые работы, выполненные задания.
Проект – творческая работа, во время которой школьники продолжают пополнять
знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы.
Перечень возможных форм
продуктов:
WEB-сайт
видеофильм
выставка
газета, журнал
игра
постановка
праздник
коллекция
мультимедийный продукт
справочник
Перечень возможных форм
презентаций:
демонстрация готового продукта
выставка
реклама
спектакль
Место учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности 1 час в неделю (34 часа в год) в учебном кабинете, в
музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, реализации проектов и т.д.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа
предусматривает проведение индивидуальной работы, работы с привлечением родителей.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей
информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в
Интернете, СМИ и т.д.
Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных
профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Система оценивания и формы контроля освоения программы описаны в основной
программе начального образования.
Формы контроля: Текущий контроль выполняется по результатам выполнения
учащимися этих практических заданий. Итоговый контроль осуществляется в форме
защиты итоговых проектов.
Педагогические технологии, используемые учителем: ИКТ, личностноориентированная, метод проектов, «мозговой штурм» и др.
9
Планируемые результаты освоения предмета.
Предметные результаты:
Учащиеся должны научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определения понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Учащиеся получат возможность
научиться:
основам информационных
технологий;
основам исследовательской
деятельности;
аналитически мыслить;
вести
дискуссию
и
отстаивать
свою
точку
зрения;
основам оформления работ.
Метапредметные результаты:
Личностные:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам
с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и обобщать, делать выводы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
уметь работать по предложенным инструкциям;
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою
точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы
путем логических рассуждений;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
10
Коммуникативные УУД:
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
уметь вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать.
11
Поурочное планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Тема
Что такое проект?
Значимость проектной деятельности.
Виды проектов.
Как выбрать тему исследования
Определение круга интересов
Соотнесение темы исследования и возможностей
Цели и задачи исследования
Правила формулирования целей и задач проекта
Чем цель отличается от задачи
Гипотеза исследования
Что такое гипотеза
Как правильно формулировать гипотезу
Как составить план работы
Из каких частей состоит исследование
С чего нужно начать и какие этапы выполнить
Как подобрать необходимые источники и литературу
Источники, из которых берется материал: книга,
информаторы, телевидение и другие источники.
Как проводить опрос
Анкетирование.
Требование к составлению анкет для проекта.
Как анализировать и оформлять результаты опроса
Как сгруппировать и посчитать ответы
Как оформить эти результаты в графическом виде
Поиск информации в сети интернет
Источники, из которых берется материал: Интернет
Как провести наблюдение
Интересный способ добычи знаний – наблюдение
За какими явлениями и ли процессами можно наблюдать
Как провести эксперимент
Что такое эксперимент, какие они бывают
Составление плана эксперимента
Как оформить результаты наблюдений и
экспериментов
Как можно проанализировать информацию, полученную в
ходе эксперимента
Какие выводы можно получить и как их оформить
Подготовка к защите исследовательской работы
Оформление письменной части проекта
Оформление презентации
Определение структуры презентации
Внесений необходимой информации
Оформление защитного слова
Выделение основного для презентации своей работы
Итоговая защита проектов
12
Кол-во часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4