ДООП Стартовая школа

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 102
(МАОУ СОШ № 102)

СОГЛАСОВАНА
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 102
(протокол от 30.08.2024 № 1)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 102
от 30.08.2024 № 3У

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«СТАРТОВАЯ ШКОЛА»

Направленность программы: социально-гуманитарная
Возраст: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: учитель высшей
квалификационной категории
Берсенева Елена Ивановна

Екатеринбург 2024 г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Стартовая школа» направлена на создание социальной ситуации развития
дошкольников,
условий,
открывающих
возможности
позитивной
социализации детей 5-6-7 - летнего возраста, формирования личностного и
познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей
посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в
сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение
здоровья и безопасности детей.
Цель программы – создание условия для успешной адаптации детей
дошкольного возраста к новым образовательным условиям.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования.
Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к
первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста
должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть
развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа
познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и
познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник
должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий,
коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения
УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего
образования, составляет основу начального образования. В связи с этим,
создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее
важной целью программы.
Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника,
его физических, социальных и психологических функций, необходимых для
систематического обучения в школе.
Основные задачи: развитие личностных качеств; сохранение и
укрепление здоровья; формирование ценностных установок и ориентаций;
развитие творческой активности; формирование и развитие психических
функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы;
развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по
правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит
развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса;
помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со
сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных
установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных
возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает
постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и

сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды
деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной
деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом
индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой
деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение
здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям
образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:
учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и
последовательность; вариантность и вариативность; доступность и
достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с
окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех
видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и
творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой
деятельности
(игровая,
музыкальная,
художественно-речевая,
театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность;
конструирование и моделирование. Виды действий в процессе
конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение
общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Программа состоит из следующих модулей:
Модуль «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами,
художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка
посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития
связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и
мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки,
зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт
подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к
художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает
детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой,
рассказом, стихотворением.
Модуль «Математические ступеньки» направлен на развитие умений
проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства
объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать
относительность свойства, делать основные выводы.
Модуль «Зелёная тропинка» направлен на коррекцию и развитие
накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В

основе подготовки лежат непосредственные наблюдения, действия с
предметами, элементарные эксперименты. «Предметное окружение»
расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах
транспорта, о предметах быта, инструментах, технике. «Явления
общественной жизни» расширяют круг знаний и представлений о явлениях
окружающей
действительности,
их
связи,
взаимоотношения
и
взаимозависимости.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных
документах дошкольного и начального общего образования (федеральные
государственные требования к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования и федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен
портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими
качествами:
физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими
навыками: самостоятельно одевается, раздевается;
ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила
здорового образа жизни;
ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и
природе;
владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми
и сверстниками;
использует вербальные и невербальные способы общения; владеет
диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми
и взрослыми;
осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения ДООП «Стартовая школа» предполагается обеспечение
условий для достижения обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и
преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в
том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих
элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;
осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный
выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному
правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и
исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей
деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и
сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и
невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к
процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на
партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование
Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе,
положительное отношение к школьному обучению.
Предметные результаты. В процессе освоения программы
обучающиеся будут уметь:
 распознавать первый звук в словах;
 внимательно слушать литературные произведения;
 называть персонажей, основные события;
 отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные
выводы;
 пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
 составлять элементарный рассказ по серии картинок;
 обсуждать нравственные стороны поступков людей;
 участвовать в коллективных разговорах;
 использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
 различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг,
квадрат), по цвету, по размеру;
 считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
 определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество
с цифрами;
 ориентироваться в пространстве;
 ориентироваться в тетради в клетку;
 выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
 устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по
имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться,
благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
 различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
 различать
малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки,
чистоговорки, колыбельные песенки, потешки);
 устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в
прямом и обратном направлении.

Пояснительная записка к модулю «От слова к букве»
Занятия в рамках модуля «От слова к букве» способствуют практической
подготовке детей к обучению чтению, письму и совершенствованию устной
речи.
Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством
которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание модуля позволяет организовать работу по трём
направлениям:
- развитие связной речи;
- подготовка к обучению чтения;
- подготовка к обучению письму.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический
характер.
Содержание
Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и
активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребёнка словами,
обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств
неодушевлённых предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевлённых — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения),
словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными
суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать
их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном
произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе),
слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно
описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание
роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать
произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту,
картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной
монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и
последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с
опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном
событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине,
создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное —
развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству.
Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и
исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Расширять
запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в
речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно
употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное
понимание переносного значения слов.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть

существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств
(материал, форма, цвет, размер).
Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми
обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать
диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе
иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей
внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок,
стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с
опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из
собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир
(цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по
плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать
эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы,
задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по
картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего
изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к
самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов,
сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать
интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать
формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого
поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое
внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются
элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые
разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного
языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания,
упражнения для губ, упражнения для языка); произношение звуков русского
алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по
произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному
произношению,
орфоэпическим
нормам
литературного
языка.
Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в
произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический
слух: учить детей называть слова с определённым звуком, находить слова с
этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять
правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на
слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей чёткому
произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса
(голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному
использованию интонационных средств. Знакомить с правильным
произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные
и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных
букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале,

в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
—
—
—
—
—
—
—
—

Планируемые результаты:
правильно произносить все звуки;
проводить классификацию звуков по их произношению;
проводить классификацию печатных букв по их элементам;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
соблюдать элементарные гигиенические правила;
уметь ориентироваться на странице тетради.

Реализация модуля «От слова к букве» рассчитана на 30 занятий (1 занятие
в неделю).
Учебно-тематический план
№ п/п
1

Наименование разделов
Добуквенный период
Осенние странички.
Зимние странички.
Весенние странички.
Летние странички.
Гласные и согласные звуки и буквы.
Двузначные гласные
Звонкие, глухие, шипящие согласные

2
3
4
5
6
7

Всего занятий
6
6
4
6
8
6
24

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Программа
Учебник
Дидактические
учащихся

средства

Экранно-звуковые пособия

Н. А. Федосова. Программа «Преемственность.
Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение,
2023
Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к
школе. - М.: Просвещение, 2016.
для Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие
для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.:
Просвещение, 2023.
Видеофильмы, презентации.
Мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы, соответствующие содержaнию обучения
(по возможности).

Календарно – тематическое планирование занятий
модуля «От слова к букве»
№ занятия

Кол-во
часов

Название раздела, тема занятия

Осенние странички. 3 ч.
1

2

2

2

3

2

4

2

5

2

6

2

7

2

8

2

9

2

10

2

11

2

12

2

13

2

14

2

15-16

2

Осенние странички. Стихотворение «Осень». Игра: «Словаразные». Звуковой анализ слов (зонт, лес).
Составление рассказа на тему: «Осень». Стихотворение «Опустел
скворечник». Игра: «Какие слова бывают». Звуковой анализ слов
(лист, туча).
Составление рассказа на тему: «Что растёт в саду? А на огороде?»
Игры: «Найди лишний предмет».
Знакомство со сказкой «Мужик и медведь, с рассказом:
«Осенняя рыбалка».
Зимние странички. 3 ч.
Зимние странички. Составление рассказа по рисунку.
Стихотворение «Белый снег, пушистый». Звуковой анализ слова
(зима).
Знакомство с авторской сказкой П. Бажова, «Серебряное
копытце»;
Знакомство с рассказом: «Зимовье». Звуковой анализ слова
(волк), с рассказом Е. Чарушина: «Заяц».
Весенние странички. 2 ч.
Весенние странички. Знакомство со стихотворением А.Плещеева
«Весна». Отгадывание загадки. Звуковой анализ слов (весна,
лужи).
Знакомство с народными сказками: «Лисичка-сестричка и серый
волк», «Котофей Котофеевич»
Летние странички. 3 ч.
Летние странички. Знакомство со стихотворением , Сурикова
«Лето». Составление рассказа по картинке. Отгадывание загадок
о лете.
Составление рассказа «Дети в лесу». Знакомство со
стихотворением Я. Акима «Песенка в лесу», с рассказом В.
Бианки: «Купание медвежат».
Знакомство с рассказом Э. Мошковской «Суслик, который хотел
быть похожим на Человека.
Гласные и согласные звуки и буквы. 3 ч.
Гласные и согласные звуки. Гласный звук (О).
Гласный звук [а], буква А (а). Знакомство с заглавной буквой «А».
Отгадывание загадок. Разучивание скороговорки.
Гласный звук (У). Разучивание скороговорки. Придумай загадку
об улитке.
Гласный звук (ы). Составление сказки о мышонке. Звуковой
анализ слова «крыша», «тыква». Разучивание скороговорки.
Гласный звук (И). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква
И ?».
Гласный звук (Э). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква
Э». Разучивание скороговорки.
Двузначные гласные 4 ч.
Гласная двузначная буква (Я). Печатание буквы. Игра: «Где
спряталась буква Я?».
Гласная двузначная буква (Ю). Печатание буквы. Игра: «Где
спряталась буква (Ю)?». Разучивание скороговорки.

17

2

18

2

19

2

20

2

21

2

22

2

23

2

24

2

25

2

26

2

27

2

28

2

29

2

30

2

Гласная двузначная буква (Е). Буква Е(е) в начале слова.
Звуковой анализ слова «ели».
Соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными.
Составление рассказа «Дети в лесу». Печатание буквы. Игра:
«Где спряталась буква (Е)?». Разучивание скороговорки.
Гласная двузначная буква (Ё). Печатание буквы. Игра: «Где
спряталась буква (Ё) ?». Разучивание скороговорки.
Звонкие, глухие, шипящие согласные. 12 ч.
Согласные звуки ( л, л*), Буквы Л, л. Игра: « Найди на рисунке Л.
Разучивание скороговорки.
Согласные звуки ( м, м*), Буквы М, м. Игра: « Найди на рисунке
М», «Доскажи словечко».
Согласные звуки ( н, н*), Буквы Н, н. Игра: « Найди на рисунке
Н»
Согласные звуки ( р, р*), Буквы Р, р. Игра: « Найди на рисунке
Р», «Доскажи словечко». Разучивание скороговорки.
Согласные звуки ( в, в*), Буквы В, в. Игра: « Найди на рисунке
В», «Доскажи словечко». Разучивание скороговорки.
Согласные звуки ( Ф, ф*), Буквы Ф, ф.
Согласные звуки ( З, з*), Буквы З, з.
Согласные звуки ( С, с*), Буквы С, с. Игра: « Где спряталась буква
С».
Согласный звук [Ш, ш] , Буквы Ш, ш.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Сравнение
звуков [ж- ш]
Согласные звуки [Б, б*] , Буквы Б, б.
Согласные звуки [П, п*] , Буквы П, п.
Согласные звуки [Д, д*] , Буквы Д, д.
Согласные звуки [Т, т*] , Буквы Т, т.
Знакомство с буквой Г (г).
Согласные звуки [К, к*] , Буквы К, к.
Согласные звуки [Х, х*] , Буквы Х, х.
Игра «Найди на рисунках букву Х. Разучивание скороговорки.
Согласный звук [ц] , Буквы Ц, ц.
Игра «Найди на рисунках букву Ц. Разучивание скороговорки.
Беседа «Откуда пришли цифры».
Согласный звук [щ*] , Буквы Щ, щ.
Игра «Найди на рисунках букву Щ. Разучивание скороговорки.
Согласный звук [ч*] , Буквы Ч, ч.
Игра «Найди на рисунках букву Ч. Разучивание скороговорки.
Звук [й] , Буквы И, й. Диктант. Чтение сказки «Что вы знаете о
йогах?»
Буквы твёрдый знак [ъ ], мягкий знак
[ь ], Знакомство с авторской сказкой: В. Бианки, «Хвосты».
Письмо печатных букв.
Чтение слогов и слов с изученными буквами

Пояснительная записка к модулю «Математические ступеньки»
Программа по математике для дошкольников (в рамках дополнительных
платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на
основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к
школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального образования.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью
соответствует требованиям Федерального компонента государственного
стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено
изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в
обязательный минимум содержания основных образовательных программ,
отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Основными целями обучения математике являются:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
-воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на
достижение основных целей:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной
деятельности на основе овладения несложными математическими методами
познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать,
моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и
алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений
их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать
высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Общая характеристика модуля
Программа модуля "Математические ступеньки" направлена на
развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и
новые свойства объекта, его существенные и несущественные
характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы,
проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей
работы. В основу отбора математического содержания, его структурирования
и разработки форм представления материала для математической подготовки
детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение

общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и
интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей
математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы
подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и
систематического развития познавательных способностей, которая
осуществляется через развитие у детей познавательных процессов:
восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены
три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число,
основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы
геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер,
расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических
фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая,
построенная в основном на математическом материале двух первых линий и
обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения,
памяти, мышления у детей.
В модуле «Математические ступеньки» реализуется основная
методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более
активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности
ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется
специальным подбором и структурированием заданий, формой их
представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого
возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по
математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод
дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в
различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический
метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический
материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с
предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.
п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с
воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со
всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим
раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и
Освоение модуля «Математические ступеньки» рассчитано на 30
занятий (1 занятие в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания модуля
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют
личностный, социальный и государственный заказ системе образования,
выраженный в Требованиях к результатам освоения основной

образовательной программы, и отражают следующие целевые установки
системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование
психологических
условий
развития
общения,
сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра,
признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с
учётом позиций всех участников;
·развитие
ценностно-смысловой
сферы
личности
на
основе
общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения,
коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств
(стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство
с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и
самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и
любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей
деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности
личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к
себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности
к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям,
ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей,
готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества,
в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к
информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве
процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития
обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых

способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных
задач и возможность саморазвития обучающихся.
Результаты освоения модуля
Программа
обеспечивает
достижение
следующих
личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное
отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему
миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и
управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового
характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора,
обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры
компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и
анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и
процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки
их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления
данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения
алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами
и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить
алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать
геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и
диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать
данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать
текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной
теме, распечатывать её на принтере).

Учебно-тематический план
№ п/п
1
2
3
4
Всего

Наименование разделов
Доцифровой период
Цифровой период
Сложение и вычитание чисел в
пределах 10
Простые задачи
60 ч

Всего занятий
6
20
20
12

Содержание программы
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не
круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру
(длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой
же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в
центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и
др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению
и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия,
последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение
чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики
последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь
предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить
последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки»,
«Найди общие элементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей,
составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам,
преобразование одной фигуры в другую и др.;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием
арифметического и геометрического материала;
—
мышления:
выделение
существенных
признаков,
выявление
закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение
анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Программа
Учебник
Дидактические средства для
учащихся
Экранно-звуковые пособия

Н. А. Федосова. Программа «Преемственность.
Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение,
2023
Федосова
Н.А.
Дошкольное
обучение:
Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2023
Волкова С.И. Математические ступеньки:
Учебное пособие для подготовки детей к школе.
- М.: Просвещение, 2023.
Видеофильмы, презентации, соответствующие
содержанию обучения.
Мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы для подготовки детей к школе

Календарно – тематическое планирование
модуля «Математические ступеньки»
№

Кол-во
часов

Название раздела, тема занятий

Доцифровой период (3ч)
1

2

2
2
3

2

4

3

5

2

6
7-10

2
8

11
12

2
2

13

2

14

2

15-16

4

17
18-19

2
4

20-22

6

24

2

25-26

4

27-28

3

29
30

2
2

Пространственные представления вверху, внизу, между, слева,
справа.
Понятия «Больше, меньше, столько же»
Понятия «Длинее-короче», «выше-ниже»
Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке.
Знакомство с геометрическими фигурами (треугольник)
Знакомство с геометрическими фигурами (круг)
Знакомство с геометрическими фигурами (четырехугольник,
прямоугольник, квадрат)
Цифровой период (10ч)
Число и цифра 1.
Число и цифра 2.
Число и цифра 3
Число и цифра 4.
Число и цифра 5
Закрепление состава чисел 1-5
Число и цифра 6.
Число и цифра 7.
Число и цифра 8.
Число и цифра 9.
Закрепление состава чисел 6-9
Число и цифра 0. Обратный счет.
Закрепление состава чисел 1-9
Временные представления. Год. Месяц. Дни недели. Сутки
Сложение и вычитание
чисел в пределах 10 (10ч)
Действие «сложение». Конкретный смысл сложения.
Сложение вида +1
Сложение вида +2
Сложение вида +3
Сложение вида +4
Сложение в пределах 10
Действие «вычитание». Конкретный смысл вычитания. Вычитание
вида -1
Вычитание вида -2
Вычитание вида -3
Вычитание вида -4
Вычитание в пределах 10
Сложение и вычитание в пределах 10
Простые задачи (6ч)
Решение простых задач на сложение с опорой на наглядность.
Задания на внимание
Решение простых задач на вычитание с опорой на наглядность.
Задания на внимание.
Составление и решение простых задач. Сравнение чисел.
Игра «Путешествие в страну чисел» Повторение
Закрепление изученного. Задания на внимание.

Модуль «Зелёная тропинка»
Пояснительная записка.
Программа модуля «Зеленая тропинка» разработана на основе программы
Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской
программы А.А.Плешакова «Зелёная тропинка».
Программа рассчитана на 15 ч в год (по 1 занятия в неделю
продолжительностью 30 минут).
Для реализации программного содержания используются:
А.А. Плешаков « Зелёная тропинка» Учебное пособие для подготовки
детей к школе. - М.: Просвещение, 2023.
Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к
школе». - М.: Просвещение, 2023
Программа «Зелёная тропинка» нацелена на развитие детей,
формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному
окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт
систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном
возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и
первый опыт последовательного приобщения ребёнка к свойственным
естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно
как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное
определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на
занятиях. Содержание программы строится как синтез различных
составляющих естественно-научного и экологического знания с включением
доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии,
экологии. При этом создаётся достаточно целостная первоначальная картина
мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего
учебного курса в начальной школе. В основу подготовки малышей к обучению
положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами,
осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной,
игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием,
вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется
формированию таких важных умений, как умение выделять свойства
предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные
признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким
образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта
познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения
программы начальной школы
Программа модуля «Зелёная тропинка» нацелена на развитие у детей
универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных
процессов и интеллектуальных способностей.
В основу подготовки детей к обучению положена познавательноисследовательская
деятельность.
Основное
внимание
уделяется
формированию универсальных предпосылок учебной деятельности - умении

работать по правилу, слушать взрослого, развитию творческих способностей
детей, логическим действиям.
Цель программы: Развитие у детей универсальных предпосылок учебной
деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей,
формирование основ безопасности жизнедеятельности и экологического
сознания.
Задачи программы:
 Развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации;
 Формирование познавательных действий, становление сознания;
 Формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего
мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её
природы.
Программа является развивающей, в процессе её реализации у
воспитанника формируются универсальные предпосылки учебных действий
(УУД) с учётом предметного содержания:
Личностные – умение соотносить поступки, события с принятыми
этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения.
Регулятивные – осуществление действия по образцу и заданному
правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и
исправлять её по указанию взрослого; осуществлять контроль своей
деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и
сверстника.
Познавательные – знаково-символическое моделирование и
преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков;
анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;
осуществление классификации.
Коммуникативные – овладение определёнными вербальными и
невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к
процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на
партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Данная программа основывается на развитии накопленных в
дошкольном возрасте представлений о природе. В основу подготовки
положены непосредственные наблюдения, действия с предметами,
элементарными эксперименты, которые проводятся в естественной для детей
данного возраста занимательной, игровой форме.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»
Звёзды, Солнце и Луна
Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение
отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле.
Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование

расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра
«Путешествие на Луну».
Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с
солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет
и тень: постановка сценок театра теней.
Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от
наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке.
Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем,
играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как
этого избежать.
Чудесный мир растений и грибов
Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью
атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья.
Декоративные
растения;
раскрашивание
изображений,
рисование,
изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов,
различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений
из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление
важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.
Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки
папоротника по натуральному образцу.
Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на
рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя),
раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение,
выявление важнейших отличительных признаков.
Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть?
Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне,
или Первые уроки экологической этики».
Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
Наши друзья животные
Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние
животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.
Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в
природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений.
Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание
изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга).
Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий,
необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам,
форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и
условиями
жизни
рыб.
Мысленное
достраивание
изображений
«спрятавшихся» рыб.
Наблюдение за поведением воробьёв, галок, ворон и других птиц
ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания,
издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т.д.).
Разнообразие изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения)
размеров.

Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание
их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).
Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного
отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.
Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с
опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые
уроки экологической этики».
Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Круглый год
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их
важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года.
Выявление причинно- следственных связей между различными сезонными
изменениями (положение Солнца, погода, жизнь растений и животных,
занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей).
Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения
примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги
«Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»). Оценка
поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие
правила поведения.
Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде,
на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.
Окружающий мир и наша безопасность
Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира,
общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас?
Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях.
Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира
транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения
при контактах с незнакомыми людьми.
Тематический план по разделам:
№ п/п
1
2
3
4
5

Наименование раздела
Звёзды, Солнце и Луна
Чудесный мир растений.
Наши друзья – животные
Круглый год
Окружающий мир и наша безопасность
Итого:

Количество часов
4
12
6
4
4
30 ч

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ
ПРОВЕРКИ
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования в области познавательного развития:
1. ребёнок обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания: ребёнок интересуется причинно-следственными

связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям
природы и поступкам людей ,обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором живёт, склонен наблюдать,
экспериментировать;
2. ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
3. ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и
сверстникам.
Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного
возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения
дошкольного дополнительного образования.
Планируемые результаты:
Владеть универсальными предпосылками учебной деятельности – уметь
работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;
перечислять в правильной последовательности времена года и кратко
характеризовать их признаки;
Применять усвоенные знания и способы деятельности для решения
новых
познавательных
задач,
предлагать
собственный
замысел
конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели и
т.д.;
Проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально
опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила
безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;
Проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному
окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе
Календарно-тематический план программы модуля «Зелёная тропинка»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема занятия
Звёздное небо. Солнце и Луна.
Радуга. Народные приметы.
Как узнать растения? Травянистые растения.
Кустарники. Деревья.
Декоративные растения. Овощи и фрукты.
Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения.
Мхи и папоротники. Грибы.
Растения в твоей «мастерской». Как узнать животных?
В живом уголке. Домашние животные.
Породы собак. В мире насекомых.
В мире рыб. В мире птиц.

Количество часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

12

В мире зверей. Какие ещё бывают животные?

2

13

Времена года.

2

14
15

Правила безопасности дорожного движения.
Пожарная безопасность.

2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Так же на сайте установлено ПО Яндекс-метрика, которое фиксирует посещаемость сайта. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».