Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 102
(МАОУ СОШ № 102)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 102
(протокол от 30.08.2024 № 1)
УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ СОШ № 102
от 02.09.2024 № 165
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьном библиотечном фонде учебников, порядке его формирования,
учета, использования и обеспечения сохранности
Екатеринбург 2024 г.
1. Общие положения
1.1. Положение о школьном библиотечном фонде учебников, порядке
его формирования, учета, использования и обеспечения сохранности
разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О
библиотечном деле», Приказом Министерства культуры Российской
Федерации от 08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов,
входящих в состав библиотечного фонда», письмом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 08.12.2011 № МД-1634/03 «Об
использовании учебников образовательном процессе», а также Уставом
МАОУ СОШ № 102 (далее – школа) и другими нормативными правовыми
актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность
организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Положение о школьном библиотечном фонде учебников, порядке
его формирования, учета, использования и обеспечения сохранности (далее –
Положение) определяет порядок учета библиотечного фонда и механизм
формирования, сохранности и предоставления в пользование учебников,
учебных пособий, учебно-методических материалов обучающимся школы,
осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных
государственных образовательных стандартов, а также закрепляет
ответственность всех участников образовательной деятельности.
1.3. Понятия, используемые в Положении:
учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение
учебной дисциплины, соответствующее учебной программе и официально
утвержденное в качестве данного вида; может быть представлен в печатной и
электронной форме;
учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее
частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве
данного вида;
рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический
аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося над
освоением учебного предмета;
учебно-методические материалы – совокупность материалов, в полном
объеме обеспечивающих преподавание данной дисциплины (атласы,
контурные карты, поурочное планирование, средства контроля знаний,
справочные издания, рабочие программы и т.д.).
средства обучения и воспитания – другие источники учебной
информации, предоставляемые обучающимся в ходе образовательной
деятельности.
1.4. Положение о библиотечном фонде регламентирует создание
условий для максимального обеспечения учебной литературой обучающихся
школы, ответственность педагогического коллектива и семьи за правильное,
рациональное использование школьных учебников, организацию
работы среди обучающихся и их родителей по воспитанию осознанного,
бережного отношения к учебной литературе.
1.5. Учет документов библиотечного фонда является основой
отчетности и планирования деятельности библиотечно-информационного
центра (далее – БИЦ), способствует обеспечению его сохранности.
2. Формирование фонда учебников
и порядок учета фонда учебной литературы
2.1. Комплектование учебного фонда БИЦ происходит на основе
ежегодно утверждаемых Федеральных перечней учебников, рекомендованных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, перечней организаций, осуществляющих выпуск
учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ.
Ежегодно утверждается перечень учебников и учебных пособий
образовательной организации.
2.2. Школа самостоятельна в выборе и определении: комплекта
учебников,
учебных
пособий,
учебно-методических
материалов,
обеспечивающих преподавание учебного предмета, курса, дисциплины
(модуля); средств обучения и воспитания. Выбор средств обучения
и воспитания определяется спецификой содержания и формой организации
образовательной деятельности.
2.3. Пополнение учебного фонда обеспечивается за счет средств
федерального, регионального, муниципального бюджетов и иных источников,
не запрещенных законодательством РФ, в т.ч. безвозмездного пожертвования
физическими и/или юридическими лицами.
2.4. В целях обеспечения обучающихся учебниками, учебными
пособиями
школа
может
взаимодействовать
с
другими
общеобразовательными организациями города Екатеринбурга.
2.5. Непосредственное руководство и контроль работы по созданию
и своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников
осуществляет директор школы.
2.6. Допускается использование учебно-методических комплектов,
входящих в Федеральный перечень учебников, согласованных на
педагогическом совете и утвержденных приказом школы.
2.7. Для эффективной организации образовательной деятельности
используется учебно-методическое обеспечение из одной предметнометодической линии.
2.8. Процесс работы по формированию фонда учебной литературы
включает следующие этапы:
работа педагогического коллектива с Федеральным перечнем
учебников,
рекомендованных
(допущенных)
к
использованию
в образовательных организациях;
подготовка списка учебников, планируемых к использованию в новом
учебном году;
предоставление
списка
учебников
педагогическому
совету
для согласования и утверждение;
диагностика уровня обеспеченности обучающихся учебной литературой
на следующий учебный год в соответствии с контингентом обучающихся,
составление перспективного плана комплектования учебного фонда;
оформление заказа учебников и учебных пособий в соответствии
с утвержденным списком учебников и планом комплектования;
заключение договора с поставщиком о закупке учебной литературы;
прием и учет вновь поступившей учебной литературы в БИЦ.
2.9. Библиотечный фонд школьных учебников учитывается и хранится
отдельно от основного фонда БИЦ.
2.10. К библиотечному фонду учебной литературы (учебному фонду)
относятся учебники, учебные пособия, орфографические словари,
математические таблицы, сборники упражнений и задач, практикумы, книги
для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, контурные карты
в печатном и электронном виде, содержание которых отвечает требованиям
государственных
образовательных
стандартов,
обеспечивающих
преемственность
изучения
дисциплин
и
систематизированных
по образовательным областям.
2.11. Документы, включаемые в фонд БИЦ, маркируются. При этом
могут быть использованы штемпели, книжные знаки, индивидуальные
штриховые коды, другие виды маркировки.
2.12.
Документы
поступают
в
БИЦ
и
включаются
в библиотечный фонд в результате поставки обязательного экземпляра,
покупки (подписки, обмена, дарения, пожертвования, копирования
оригиналов из фонда БИЦ). Документы, подготовленные к приему
в библиотечный фонд, подвергаются первичной обработке и
индивидуальному учету.
2.13. Документы принимаются по первичным учетным документам
(накладная, акт), включающим список поступлений.
2.14. Прием документов, поступающих в БИЦ без первичных
документов на безвозмездной основе (обязательные экземпляры, депозитные
экземпляры международных организаций, безвозмездные поступления из
неизвестных и анонимных источников), оформляется актом о приеме
документов.
2.15. Прием документов, поступающих в БИЦ от юридического,
физического лица в виде дара с указанием его назначения для пополнения
библиотечного
фонда,
оформляется
договором
пожертвования
в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
2.16. Прием документов от читателей взамен утерянных и признанных
равноценными утраченным, оформляется актом о приёме документов взамен
утерянных. В акте указывается фамилия, инициалы читателя, сведения
об утерянных изданиях (регистрационный номер, краткое библиографическое
описание издания, цена) сведения о принятых изданиях (краткое
библиографическое описание издания, цена), подписи читателя
и принимающей стороны.
2.17. Учёт библиотечного фонда учебной литературы отражает
поступление, выбытие, общую величину фонда учебников и служит основой
его правильного формирования, целевого использования и сохранности,
осуществления контроля наличия и движения учебников.
2.18. Процесс учета библиотечного фонда учебников включает: прием,
штемпелевание, регистрацию поступления, распределения по классам,
выбытия, а также подведение итогов движения фонда и его проверку.
2.19. Все операции по учету производятся заведующим БИЦ,
стоимостный учет ведется бухгалтерией, обслуживающей школу.
Инвентаризация учебного фонда и сверка данных БИЦ и бухгалтерии
проводится ежегодно.
2.20. Учет учебной литературы осуществляется групповым способом и
ведется в «Книге суммарного учета» (далее – КСУ) и (или) электронном виде.
КСУ учебников хранится в БИЦ постоянно.
2.21. КСУ состоит из трех частей:
Часть 1. Поступление в фонд. В эту часть записывается общее
количество поступивших учебников и их стоимость с обязательным указанием
номера и даты сопроводительного документа. Номер записи ежегодно
начинается с № 1 и идёт по порядку поступлений.
Часть 2. Выбытие из фонда. В этой части записываются номера актов на
списание учебников с указанием даты утверждения акта и общего количества
списанных
учебников
на
общую
сумму.
Нумерация
записей
о выбывших изданиях из года в год продолжается.
Часть 3. Итоги учета движения фондов. В третьей части записываются
итоги движения фонда учебников: общее количество поступивших учебников
за текущий год, на сумму; общее количество выбывших учебников за текущий
год, на сумму; общее количество учебников, состоящих на учете на 1 января
последующего года, на сумму.
2.22. Индивидуальный (групповой) учет учебников осуществляется
в картотеке учета учебников на каталожных карточках стандартного размера.
На карточке указывается регистрационный номер, библиографическое
описание учебника, сведения о количестве поступивших учебников с
указанием цены. При неоднократном поступлении учебника, не имеющем
отличий, кроме года издания и цены, все поступления заносятся на единую
карточку. Если же в учебнике внесены дополнения и изменения, то на него
заводится новая карточка. Карточки расставляются в учетную картотеку по
классам, а внутри классов по предметам. После списания всех учебников
карточки изымаются из картотеки.
2.23. Учетные карточки учебников регистрируются в «Журнале
регистрации учетных карточек библиотечного фонда школьных учебников», в
котором указываются название, класс, № акта выбытия карточки.
2.24. Учету подлежат все виды учебников и учебных пособий. Рабочие
тетради, дидактические материалы, таблицы, прописи, контурные карты,
атласы являются документами временного характера. Их учет производится
в «Тетради учета документов временного характера».
2.25. На принятых первичных учетных документах производится
запись, подтверждающая, что поступившие документы приняты в
библиотечный фонд как в объект особо ценного движимого имущества (далее
– ОЦДИ) или как в объект иного движимого имущества.
2.26. Первичные учетные документы, подтверждающие факт
поступления, передаются в бухгалтерию для включения в учет библиотечного
фонда.
2.27. Взамен утерянных или испорченных учебников принимаются
другие книги, необходимые школе. Учебники, утерянные и принятые взамен,
учитываются в «Тетради учета книг и других документов, принятых
от читателей взамен утерянных».
2.28. Учет включает регистрацию поступления документов
в библиотечный фонд, их выбытия из фонда, итоговые данные о величине
(объеме) всего библиотечного фонда и его подразделов, стоимость фонда.
2.29. Основные требования, предъявляемые к учету библиотечного
фонда:
полнота и достоверность учетной информации;
оперативность;
документированное оформление каждого поступления в фонд
и каждого выбытия из фонда;
совместимость приемов и форм учета, их надежность при параллельном
использовании традиционной и автоматизированной технологий учета;
соответствие номенклатуры показателей учета фонда аналогичным
показателям государственной библиотечной статистики.
3. Порядок выдачи и возврата учебников
3.1. Порядок пользования учебной литературой определяется
Положением
о
библиотечно-информационном
центре,
Правилами
пользования БИЦ и данным Положением.
3.2. К обучающимся, осваивающим основные образовательные
программы в пределах федеральных государственных образовательных
стандартов, относятся: обучающиеся, осваивающие программу начального
общего образования; обучающиеся, осваивающие программу основного
общего образования; обучающиеся, осваивающие программу среднего общего
образования.
3.3. Школа бесплатно обеспечивает обучающихся учебниками,
учебными
и
учебно-методическими
пособиями
в
соответствии
с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования в пределах федеральных государственных образовательных
стандартов.
Обеспечение
обучающихся
указанными
изданиями
осуществляется за счет изданий, имеющихся в фонде БИЦ. Библиотечный
фонд ежегодно пополняется необходимыми учебниками, учебными и учебнометодическими пособиями.
3.4. Учебная литература используется не менее 5 лет, но при
соответствии Федеральному стандарту и Федеральному перечню учебников
может использоваться до 10 лет (письмо Министерства образования и науки
РФ от 08.12.2011 № МД-1634/03).
3.5. Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы,
необходимые обучающимся для освоения учебных предметов, курсов,
дисциплин за пределами федеральных государственных образовательных
стандартов, родители (законные представители) приобретают самостоятельно.
3.6. Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями
здоровья, обучающимся на дому по основным общеобразовательным
программам с использованием дистанционных образовательных технологий
на период получения образования учебники предоставляются в пользование
бесплатно. Обучающиеся по семейной форме образования на период
промежуточной аттестации в школе обеспечиваются, в случае необходимости,
учебниками бесплатно.
3.7. Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы
(рабочие программы, поурочное планирование, методические пособия и т.п.)
для личного пользования учителя школы, если данные издания имеются в
наличии в фонде БИЦ, учителя обеспечиваются ими в единичном экземпляре
бесплатно.
3.8.
Учебники,
учебные
и
учебно-методические
пособия
предоставляются обучающимся школы в личное пользование по одному
комплекту сроком на один год независимо от того, на какой срок обучения они
рассчитаны.
Второй
комплект
учебников
может
быть
выдан
по заявлению родителей в связи с ухудшением здоровья обучающегося
при наличии свободных экземпляров в БИЦ.
3.9. Перед началом учебного года БИЦ выдает учебники
на класс классным руководителям 1-11 классов по графику, утвержденному
директором школы. Выдача учебной литературы классным руководителям
фиксируется в «Книге выдачи учебников» и подтверждается подписью
классного руководителя.
3.10. Обучающиеся школы получают учебники и учебные пособия
из фонда БИЦ у классных руководителей в начале учебного года. Выдача
учебников
и
учебных
пособий
родителям
1-х
классов
и обучающимся 2-9 классов фиксируется классными руководителями
в «Ведомости выдачи и возврата учебников» и подтверждается личной
подписью одного из родителей обучающегося в 1 классе, а во 2-11 классах –
личной подписью обучающегося. «Ведомости выдачи и возврата учебников»
хранятся в БИЦ. Классные руководители 1-11 классов проводят беседуинструктаж с обучающимися своего класса и их родителями (законными
представителями) о правилах пользования учебниками.
3.11. В исключительных случаях обучающиеся (должники, вновь
прибывшие, а также для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, на летний период) получают
учебники непосредственно в БИЦ. Учебники для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
обучающимся 9-х и 11-х классов и вновь прибывшим выдаются только при
наличии их в БИЦ. Выдача необходимых учебников на летний период
фиксируется в читательских формулярах под личную подпись обучающихся.
3.12. Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные
ранее. В течение одной недели обучающиеся должны просмотреть все
учебники и учебные пособия, выданные им в личное пользование.
При обнаружении дефектов, мешающих восприятию учебного материала
(отсутствия листов, порчи текста) обучающийся или его родители (законные
представители) могут обратиться в БИЦ для замены его другим. Учебник
может быть заменен при его наличии в фонде БИЦ. По истечении указанного
срока претензии по внешнему виду и качеству учебника БИЦ не принимаются,
а ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых учебниках несет тот
обучающийся, который ими пользовался.
3.13. В конце учебного года и при переходе обучающегося в течение
учебного года из школы в другую образовательную организацию учебники,
учебные пособия, рабочие тетради и учебно-методические материалы,
предоставленные в личное пользование обучающихся, возвращаются
в БИЦ школы. В случае порчи или утери учебника, учебного или учебнометодического пособия, предоставленного обучающемуся в личное
пользование, родители (законные представители) обязаны возместить ущерб
и вернуть в БИЦ новый учебник.
3.14. Обучающиеся выпускных классов перед получением документа об
окончании
школы
обязаны
полностью
рассчитаться
с
БИЦ
(в соответствии с обходным листом).
3.15. Возврат учебников в конце учебного года осуществляется
по графику, составленному заведующим библиотечно-информационным
центром и утвержденному директором школы. Прием учебников
производится: от обучающихся 1-8, 10 классов – классными руководителями;
от обучающихся 9 и 11 классов – заведующей БИЦ совместно
с классными руководителями. Классный руководитель обеспечивает 100%
явку обучающихся со всеми учебниками в соответствии с графиком.
3.16.
Обучающиеся
обязаны
сдать
учебники
в
БИЦ
в состоянии, соответствующем единым требованиям по их использованию и
сохранности.
4. Выбытие учебников из библиотечного фонда
4.1. Срок использования учебника не менее пяти лет.
4.2. Выбытие учебников из фонда БИЦ производится по причинам:
ветхости (физический износ);
устарелости по содержанию;
утере (с указанием конкретных обстоятельств утери).
В акте о выбытии фиксируются сведения об учебниках, исключаемых
только по одной причине.
4.3. Списание учебников проводится не реже одного раза в год. На
каждый вид списания («Ветхие», «Устаревшие по содержанию», «Утерянные
читателями») составляется акт в 2-х экземплярах, который подписывается
комиссией и утверждается директором школы. Один экземпляр акта хранится
в БИЦ, другой передается под расписку в бухгалтерию, которая производит
списание с баланса школы указанной в акте стоимости учебников. Списанные
по акту учебники сдаются в соответствующие организации по заготовке
вторичного сырья. Деньги от сдачи учебников вносятся на расчетный счет
школы.
4.4. Выбытие учебников из фонда БИЦ оформляется актом
об исключении и отражается в книге суммарного учета, а также в картотеке
учета учебников. Выбытие учебных материалов временного хранения
производится в конце календарного года по акту с указанием причины:
«материал временного хранения»
4.5. Акты на списание учебников визируются членами комиссии
по сохранности фондов. Завизированные акты утверждаются директором
школы.
4.6. Списанные по акту учебники могут быть использованы
для изготовления дидактического материала, для реставрационных работ
или передаются организациям по заготовке вторсырья. Часть учебников,
находящихся в удовлетворительном состоянии, после списания может
выдаваться обучающимся для подготовки к экзаменам, передаваться
в учебные кабинеты или использованы для ремонта других учебников.
4.7. Хранение списанных учебников вместе с действующими
запрещается.
5. Учет итогов движения библиотечного фонда
5.1. Итоги движения фондов подводятся в книге суммарного учета
библиотечного фонда (или другом регистре суммарного учета, принятом
в БИЦ) на основании данных суммарного учета о поступлении
и выбытии документов.
5.2. Итоговые данные имеют четыре обязательных показателя: состояло
на начало года, поступило за год, выбыло за год, состоит на конец года.
Итоговые данные по электронным сетевым удаленным документам
представляются следующими показателями учетных единиц: состояло на
начало года, оформлено в доступ в течение года, доступ прекращен в течение
года, состоит на конец года.
6. Проверка наличия документов библиотечного фонда
6.1. Обязательная инвентаризация проводится в следующих случаях:
при смене материально ответственного лица;
при выявлении фактов хищения или порчи документов;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных
ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при передаче фонда БИЦ или ее части в аренду;
при реорганизации и ликвидации БИЦ.
Для проведения проверок директором школы назначается комиссия,
в состав которой должен входить представитель бухгалтерии.
6.2. Проверка фонда в плановом порядке осуществляется один раз
в 5 лет.
6.3. Проверка всего фонда или его части завершается составлением акта
о результатах проведения проверки наличия документов учебного фонда и
приложением
к
нему
списка
документов,
отсутствующих
по неустановленной причине.
В акте фиксируются сведения о количестве:
документов учебного фонда по данным учета;
документов, имеющихся в наличии;
документов,
отсутствующих
в
библиотечном
фонде
по неустановленной причине.
В акте также указываются номер и дата акта о проведении предыдущей
проверки. Акт с приложением списка документов, отсутствующих
по неустановленной причине, подписывается председателем и членами
комиссии и утверждается директором школы.
6.4. При выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих
документов и невозможности установления виновных лиц убытки
по недостаче списываются в соответствии с действующим законодательством.
7. Делопроизводство в организации учета библиотечного фонда
7.1. Организация работы с документами по учету библиотечного фонда
осуществляется по правилам ведения делопроизводства.
7.2. Основные документы, в которых осуществляется учет, подлежат
постоянному хранению как документы строгой отчетности. Постоянно,
до ликвидации БИЦ, хранятся регистры индивидуального и суммарного учета
документов библиотечного фонда (регистрационные книги, инвентарные
книги, книги суммарного учета, учетный каталог и каталоги).
7.3. В соответствии с правилами организации государственного
архивного дела устанавливаются следующие сроки хранения документов,
обеспечивающих учет и сохранность фондов: сопроводительные документы
(накладные, счета, описи, списки на поступающую литературу) – 3 года;
приходные акты на литературу, полученную бесплатно или без
сопроводительных документов, – 3 года; книга учета литературы, утерянной
читателями и принятой взамен, – 3 года; акты на списание книг и
периодических изданий, учетные карточки, книжные формуляры списанных
изданий – 10 лет.
7.4. По истечении сроков хранения учетные документы подлежат
уничтожению в установленном порядке.
7.5. До окончания очередной проверки фонда хранятся акты
о результатах проведения проверки наличия документов библиотечного
фонда.
8. Обеспечение сохранности библиотечного фонда
школьных учебников
8.1. Сохранность фонда обеспечивается созданием оптимальных
условий хранения и использования учебников, а также охраной их от порчи
и хищений.
8.2. Хранение учебников осуществляется согласно действующим
Инструкциям по охране труда и пожарной безопасности.
8.3. Фонд учебников располагается и учитывается отдельно
от основного фонда.
8.4. Ответственность за организацию сохранности фонда учебников
возлагается на директора школы и заведующего БИЦ.
8.5. Ответственность за состояние и сохранность выданных учебников в
течение учебного года несут обучающиеся, пользующиеся этим фондом. Они
же, при необходимости, осуществляют их ремонт.
8.6. В случае утери или порчи учебника родители (законные
представители)
возмещают
нанесенный
ущерб
в
соответствии
с действующим законодательством.
8.7. В целях контроля за сохранностью учебников обучающимися
2 раза в год (сентябрь и апрель) БИЦ проводятся выборочные рейды по
проверке состояния учебников. Сведения о результатах рейда доводятся до
классного руководителя, при необходимости до заместителей директора. По
результатам проверки составляется акт.
8.8. Критерии по проверке состояния учебников:
наличие записи о принадлежности учебника обучающемуся;
наличие всех учебников на момент проверки (согласно расписанию
уроков);
наличие обложек на учебниках;
внешний вид учебника (отсутствие грязи, надписей, помятостей,
порезов, рваных страниц, повреждений переплётов в учебниках);
для 1-4 классов – наличие закладок.
9. Правила пользования учебниками
для обучающихся и родителей
9.1. Обучающиеся имеют право получать учебники, предусмотренные
образовательными программами школы, во временное пользование из фонда
БИЦ бесплатно.
9.2. Учебники выдаются обучающимся сроком на один год, независимо
от того, на какой срок обучения они рассчитаны, без права передачи и
продажи. Возврат учебников гарантируется родителями (законными
представителями).
9.3. Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные
ранее. Проблемы нехватки учебников решаются через обменно-резервный
фонд школ района (областного центра).
9.4. Обучающиеся должны подписать каждый учебник, полученный
из фонда БИЦ (учебный год, фамилия, имя, класс).
9.5. Учебник должен иметь дополнительную съёмную обложку.
9.6. В учебниках нельзя писать, рисовать, загибать и вырывать страницы
и т.д.
9.7. Обучающиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном
виде, по необходимости ремонтировать их.
9.8. Учебники должны возвращаться в БИЦ в установленные сроки
в конце учебного года, до летних каникул.
9.9. Выпускники 9,11 классов обязаны рассчитаться с БИЦ
по истечении срока обучения (до получения аттестата).
9.10. Обучающиеся, выбывающие в течение учебного года, обязаны
сдать учебники перед получением документов.
9.11. В случае порчи или утери учебников обучающиеся обязаны
возместить их новыми или равноценными по согласованию с заведующим
БИЦ.
9.12. Ответственность за сохранность полученных школьных учебников
несут как обучающиеся, так и их родители (законные представители).
10.Требования к использованию и обеспечению
сохранности учебников
10.1. Обучающиеся обязаны бережно относиться к учебникам,
не допускать их загрязнения и порчи, приводящих к потере информации,
ухудшающих удобочитаемость, условия чтения (потеря элементов
изображения, пятна, царапины, отсутствие одной или более страниц,
склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрытии,
деформация, потрепанность блока или переплета).
10.2. При использовании учебника первого года, он должен быть сдан
в
школьную
БИЦ
в
отличном
состоянии:
чистым,
целым,
без повреждений и потертостей корешка, углов переплета, без отрыва
переплета от блока страниц.
10.3. При использовании учебника второго-третьего года, он должен
быть сдан в БИЦ в хорошем состоянии: чистым, целым, допускаются
незначительные повреждения: могут быть немного потрепаны уголки
переплета, корешок (но не порван).
1
10.4. При использовании учебника четырех-пяти лет, он должен быть
сдан в БИЦ в удовлетворительном состоянии, пригодным для дальнейшего
использования:
чистым,
допускается
надрыв
корешка
(не более 1 см от края) и переплета в месте его соединения с блоком страниц.
10.5. При использовании учебника шести лет и более, он должен быть
сдан в БИЦ в удовлетворительном состоянии, пригодным для дальнейшего
использования:
чистым,
допускается
надрыв
корешка
(не более 2-3 см от края) и переплета в месте его соединения с блоком страниц.
10.6. Все повреждения должны быть аккуратно склеены прозрачной
бумагой, либо широким прозрачным скотчем.
11. Ответственность участников образовательной деятельности
11.1. Директор школы несет ответственность за организацию работы
по своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников,
обеспечение обучающихся учебниками, учебными пособиями, учебнометодическими материалами, средствами обучения и воспитания.
11.2. Заместитель директора школы по учебным вопросам определяет
потребность школы в учебниках, соответствующих программам обучения,
осуществляют контроль за использованием педагогическими работниками
в ходе образовательной деятельности учебников, учебных пособий и учебно методических материалов в соответствии со списком, определенным школой,
совместно с учителями и заведующим БИЦ осуществляет контроль
выполнения обучающимися единых требований по использованию
и сохранности учебников.
11.3. Классные руководители несут ответственность за воспитание
у обучающихся бережного отношения к учебной книге, контроль состояния
учебников и учебных пособий обучающихся своего класса в течение учебного
года, своевременную выдачу (сдачу) учебников, ученых и учебнометодических пособий в БИЦ в соответствии с графиком, утвержденным
директором школы.
11.4. Заведующий БИЦ несет ответственность за достоверность
информации об обеспеченности учебниками, учебными пособиями и учебнометодическими материалами обучающихся школы, организацию работы БИЦ
по выдаче и возврату учебников, учебных пособий и учебно-методических
материалов обучающимися, сохранность библиотечного фонда учебной
литературы.
11.5. Родители (законные представители) обучающихся несут
ответственность за сохранность полученных учебников, учебных пособий и
учебно-методических материалов и возмещают их утрату или порчу БИЦ
школы.
11.6. Обучающиеся несут ответственность за сохранность учебников,
учебных пособий и учебно-методических материалов, полученных из фонда
БИЦ.
12. Заключительные положения
12.1. Настоящее Положение о школьном библиотечном фонде, порядке
его формирования, учета, использования и обеспечения сохранности является
локальным
нормативным
актом,
утверждается
(либо
вводится
в действие) приказом директора школы, осуществляющей образовательную
деятельность.
12.2. Все изменения и дополнения, вносимые в Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
12.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения
и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном
п. 12.1. настоящего Положения.
12.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений
отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция
автоматически утрачивает силу.