Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 102
(МАОУ СОШ № 102)
СОГЛАСОВАНА
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 102
(протокол от 30.08.2024 № 1)
УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 102
от 30.08.2024 № 3У
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«3D РУЧКА»
Направленность программы: техническая
Возраст: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: учитель высшей
квалификационной категории
Берсенева Елена Ивановна
Екатеринбург 2024 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«3D ручка» (далее – Программа) направлена на изучение основ создания
моделей с использованием 3D ручки.
Актуальность Программы заключается в том, что она способствует
формированию целостной картины мира у младших школьников, позволяет
им определить свое место в мире для его деятельностного изменения.
Решающее значение имеет способность к пространственному воображению.
Пространственное воображение необходимо для чтения чертежей, когда из
плоских проекций требуется вообразить пространственное тело со всеми
особенностями его устройства и формы. Как и любая способность,
пространственное воображение может быть улучшено человеком при
помощи практических занятий. Как показывает практика, не все люди могут
развить пространственное воображение до необходимой конструктору
степени, поэтому освоение 3D-моделирования в основной средней школе
призвано способствовать приобретению соответствующих навыков.
Реализация программы позволит изучить обучающимся простейших методов
3D-моделирования с помощью3D ручки.
Цель: формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и
практических компетенций в области создания пространственных моделей,
основных навыков по трехмерному моделированию.
Задачи:
формирование положительного отношения к алгоритмам трехмерного
моделирования;
развитие умений ориентироваться в трехмерном пространстве,
модифицировать, изменять объекты или их отдельные элементы, объединять
созданные объекты в функциональные группы, создавать простые
трехмерные модели.
Программа ориентирована на реализацию практических заданий,
выполняемых в ходе изучения материала, подготовку обучающихся к
решению ряда задач, связанных с построением объектов геометрии и
изобразительного искусства.
Программа с одной стороны призвана развить умения использовать
пространственные графические представления информации в процессе
обучения, а с другой – предназначена для прикладного использования
обучающимися в их дальнейшей учебной или производственной
деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
готовность и способность к самостоятельному обучению на основе
учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору
направления профильного образования с учетом устойчивых познавательных
интересов;
освоение материала как одного из инструментов информационных
технологий в дальнейшем процессе обучения и повседневной жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого характера в
жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы,
планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические
графические объекты в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с
изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо
продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и
от частных явлений к общим закономерностям, строить рассуждение на
основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
у обучающихся сформируются знания о возможностях построения
трёхмерных моделей, они научатся самостоятельно создавать простые
модели реальных объектов, углубятся знания в предметных областях
«Математика», «Искусство».
Содержание программы
1. Основы работы с 3D ручкой (3часа).
Техника безопасности при работе с 3D ручкой, 1 ч.
3D ручка. Демонстрация возможностей, устройство 3D ручки, 1 ч.
Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой, 1 ч.
2. Общие понятия и представления о форме. (4 часа.)
Выполнение линий разных видов, 2ч.
Способы заполнения межлинейного пространства, 1 ч.
Практическая работа«Создание плоской фигуры по трафарету (алфавит)»,1 ч.
3. Простое моделирование (3 часа).
Значение чертежа. Выполнение эскиза, 1 ч.
Практическая работа «Создание плоской фигуры, состоящей из плоских
деталей «Насекомые», 2 ч.
4. Моделирование (11 ч).
Практическая работа «Велосипед», 2 ч.
Практическая работа «Ажурный зонтик», 2 ч
Практическая работа «Елка», 2 ч.
Практическая работа «Елочная игрушка. Шар», 2 ч.
Проектная работа «Гирлянда снежинка», 3 ч.
5. Проектирование (8ч).
Практическая работа «Подарок для пап», 2 ч.
Практическая работа «Цветы для мамы», 2 ч.
Создание и защита проекта. «В мире сказок», 4 ч.
Тематическое планирование
Кол-во
Виды
Тема занятия
часов
деятельности
Основы работы с 3D ручкой (3 часов)
1
1
Техника безопасности при работе с 3D активная беседа
ручкой
во время
восприятия и
освоения нового
материала
2
1
3D ручка. Демонстрация возможностей, активная беседа
устройство 3D ручки.
во время
восприятия и
освоения нового
материала
3
1
Эскизная графика и шаблоны при работе с активная беседа
3D ручкой.
во время
восприятия и
освоения нового
материала,
изображение на
плоскости
Общие понятия и представления о форме (4 часа)
1
2
Выполнение линий разных видов. активная беседа
Геометрическая основа строения формы во время
предметов.
восприятия и
освоения нового
материала,
изображение на
плоскости
2
1
Способы
заполнения
межлинейного активная беседа
пространства.
во время
п\п
3
1
восприятия и
освоения нового
материала,
изображение на
плоскости
Практическая работа « Создание плоской изображение на
фигуры по трафарету» (алфавит)
плоскости и в
объеме
Простое моделирование (3 часа)
1
1
Выполнение эскиза объёмной фигуры, активная беседа
состоящей
из
плоских
деталей во время
«Насекомые»
восприятия и
освоения нового
материала
композиционные
поиски,
зарисовки,
пространственное
моделирование
2
2
Практическая работа «Создание объёмной пространственное
фигуры, состоящей из плоских деталей моделирование,
«Насекомые»
выполнение
тематических
композиций на
плоскости из
реальных и
абстрактных
форм
Моделирование (11 часов)
1
2
Практическая работа «Велосипед»
моделирование и
художественное
конструирование
2
2
Практическая работа «Ажурный зонтик». моделирование и
художественное
конструирование
3
2
Практическая работа «Елка»
моделирование и
художественное
конструирование
4
2
Практическая работа «Елочная игрушка. моделирование и
Шар»
художественное
конструирование
5
3
Проектная работа «Гирлянда снежинка»
моделирование и
художественное
конструирование
Проектирование (8 часов)
1
2
Практическая работа «Подарок для пап».
2
2
Практическая работа « Цветы для мамы»
3
4
Создание проекта «В мире сказок».
разработка
эскиза,
моделирование и
художественное
конструирование
разработка
эскиза,
моделирование и
художественное
конструирование
разработка
эскиза, проектноконструктивная
деятельность
коллективное
рассматривание,
обсуждение
проектов
ИТОГО
Формы контроля
Основными
формами
контроля
являются:
повседневное,
систематическое наблюдение за обучающимися в разных видах деятельности
и ситуациях, самостоятельное выполнение заданий.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
реализации Программы
3D-ручка (10 шт.)
комплект пластика PLA, ABS;
интерактивная доска;
мультимедийный проектор;
колонки;
выход в Интернет.
Каждому обучающему необходимо иметь:
тетрадь в клетку 12 листов
листы A4
карандаш простой,
линейку 20 см,
транспортир,
ластик.
Методическое обеспечение (интернет ресурсы):
www.losprinters.ru/articles/instruktsiya-dlya-3d-ruchki-myriwell-rp-400a
lib.chipdip.ru/170/DOC001170798.pdf
https://www.youtube.com/watch?v=dMCyqctPFX0
https://www.youtube.com/watch?v=oK1QUnj86Sc
https://www.youtube.com/watch?v=oRTrmDoenKM (ромашка)
make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/
www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek (трафареты)
https://selfienation.ru/trafarety-dlya-3d-ruchki/