ДООП Легоконструирование (8-9 лет)

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 102
(МАОУ СОШ № 102)

СОГЛАСОВАНА
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 102
(протокол от 30.08.2024 № 1)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 102
от 30.08.2024 № 3У

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ»

Направленность программы: техническая
Возраст: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: учитель первой
квалификационной категории
Керимова Светлана Спиридоновна

Екатеринбург 2024 г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Легоконструирование» (далее – Программа) разработана на основе
авторской программы Компании LEGO® Education «Комплект заданий
2009689 к набору 9689 "Простые механизмы»».
Современный человек участвует в разработке, создании и потреблении
огромного количества артефактов: материальных, энергетических,
информационных.
Соответственно,
он
должен
ориентироваться
в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий
появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно
изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться. Жизнь современных
детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные
требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе,
помогали детям в жизни? Одним из вариантов помощи являются
междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания.
Программа предназначена для того, чтобы положить начало формированию у
них целостного представления о мире техники, устройстве конструкций,
механизмов и машин, их месте в окружающем мире, творческих
способностей.
Цель: обучение принципам работы простых механизмов.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с работой простых механизмов, таких
как: зубчатые колеса, или шестерни; колеса и оси; рычаги; шкивы.
2. Формирование умения искать и преобразовывать необходимую
информацию на основе различных информационно технологических
ресурсов (графических – текст, рисунок, схема).
3. Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и
оценку.
4. Развитие умения излагать мысли в четкой логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию
и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений.
5. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе
организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над
проектом, над проектом в команде, эффективно распределять обязанности,
развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества);
Реализация
Программы
позволяет
стимулировать
интерес
и любознательность, развивать способности к решению проблемных
ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся
ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их,
расширить технический и математический словари ученика.
2

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
программы
Личностными результатами является формирование следующих
умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события)
с точки зрения собственных ощущений; в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить, как положительные и
отрицательные;
определять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к
поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
определять, различать и называть детали конструктора;
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по
чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже
известного;
перерабатывать
полученную
информацию,
делать
выводы
в
результате
совместной
работы
всего
класса,
сравнивать
и группировать предметы и их образы.
Регулятивные УУД:
умение работать по предложенным инструкциям;
умение излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать
свою
точку
зрения,
анализировать
ситуацию
и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений;
определение и формулирование цели деятельности на занятии
с помощью учителя.
Предметными результатами является формирование следующих
знаний:
простейших основ механики;
виды конструкций (однодетальные и многодетальные), неподвижное
соединение деталей;
технологической последовательности изготовления несложных
конструкций;
умений:
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую
практическую работу, осуществлять контроль качества результатов
собственной практической деятельности;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции
моделей;
3

реализовывать творческий замысел.
Содержание программы
Реализация
Программы
осуществляется
с
использованием
образовательных конструкторов ЛЕГО (набор 9689) как инструмента для
обучения конструированию и моделированию. Модели ЛЕГО, создаваемые с
помощью набора 9689 «Простые механизмы» и рабочие листы комплекта
заданий 2009689 к набору позволят обучающимся почувствовать себя юными
учеными и инженерами, помогут им понять принципы работы простых
механизмов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.
Обучающиеся познакомятся с особенностями таких механизмов как:
зубчатые колеса, или шестерни, колеса и оси, рычаги, шкивы. Поймут
принцип работы моделей с уменьшающей и увеличивающей передачами
скоростей, принцип работы рычага, принципы поворота угла передачи
направления движения.
В игровой форме обучающиеся познакомятся с понятиями «трение»,
«угол», «пропорция», «передаточное число».
Работа с образовательными конструкторами ЛЕГО позволяет в форме
познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в
дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество
проблем из разных областей знания – от теории механики, до психологии,
что является вполне естественным.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе
и развитие самостоятельного технического творчества. Простота
в построении модели в сочетании с большими конструктивными
возможностями конструктора позволяют обучающимся в конце занятия
увидеть сделанную своими руками модель.
Обучающиеся учатся грамотно выражать свою идею, проектировать
ее техническое решение, реализовывать в виде модели. Также идет обучение
построению трехмерных объектов по их двухмерным изображениям.
Тематическое планирование
№

Тема

1
2
3
4

Вводное занятие. Знакомство с конструктором
Зубчатые колеса. Где используются зубчатые колеса.
Прямозубые зубчатые колеса
Коронное зубчатое колесо. Понимание принципов работы
механизмов
Ведущее зубчатое колесо. Ведомое зубчатое колесо
Принципиальные модели. Зубчатые колеса
Основное задание. Карусель.
Творческое задание. Тележка с попкорном
Колеса и оси. Где используются колеса и оси. Что такое трение.
Конструирование на тему «Велосипед для езды по горам»

5
6
7
8
9
10

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Принципиальные модели. Колеса и оси
Основное задание. Машинка
Творческое задание. Тачка
Рычаги. Где используются рычаги.
Виды рычагов. Важные новые слова: сила, груз, ось вращения и
рычаг.
Рычаги: правило равновесия рычага
Принципиальные модели. Рычаги
Конструирование на тему «Машина для Деда Мороза»
Основное задание. Катапульта
Творческое задание. Железнодорожный переезд со шлагбаумом
Шкивы. Где используются шкивы. Ведущий и ведомый шкив
«Шкивы» - увеличение скорости вращения.
«Шкивы» - уменьшение скорости вращения.
Принципиальные модели. Шкивы
Ведущий и ведомый шкив.
Основное задание «Сумасшедшие полы».
Творческое задание Подъемный кран.
Конструирование на свободную тему
Творческое задание «Лифт»
Индивидуальный проект на тему «Простые механизмы»

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Формы контроля
Для оценки эффективности занятий
используются следующие
показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при
выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше
самостоятельность обучающихся и, следовательно, выше развивающий
эффект занятий;
поведение обучающихся на занятиях: живость, активность,
заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть
повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также
наблюдения учителей за работой обучающихся на уроках (повышение
активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной
деятельности).
Способы проверки и формы подведения итогов
выставки моделей;
соревнования;
защита проектов.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Легоконструирование» необходимо:
Материально – техническое обеспечение

Учебно-методическое
обеспечение

и

дидактическое
5

- учебные столы
- компьютер, диски по темам, интернет

- конструктор «ЛЕГО»
- наглядные пособия по темам
- образцы моделей техники
- схемы, эскизы, инструкции

Список литературы:
1. Диск 9689 «Комплект заданий к набору «Простые механизмы».
Книга для учителя»
2. Legoeducation. Код 9689. Инструкция по сборке простых механизмов
3. Т.В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.: «Просвещение»,
2009
4. С.И.Волкова «Конструирование», - М.: «Просвещение», 2009
5. Мир вокруг нас: Книга проектов. Учебное пособие. М.: Инт, 2998

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Так же на сайте установлено ПО Яндекс-метрика, которое фиксирует посещаемость сайта. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».