Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 102
(МАОУ СОШ № 102)
СОГЛАСОВАНА
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 102
(протокол от 30.08.2024 № 1)
УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 102
от 30.08.2024 № 3У
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«КАЛЕЙДОСКОП НАУК»
Направленность программы: социально-гуманитарная
Возраст: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: учитель высшей
квалификационной категории
Берсенева Елена Ивановна
Екатеринбург 2024 г.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Калейдоскоп наук» (далее – Программа) разработана с целью развития
нтеллектуальных способностей обучающихся и построена на принципах
развивающего обучения, предполагающего формирование у обучающихся
умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать
причинно-следственные связи.
В концепции ФГОС НОО в качестве конечного результата
образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет
выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится
интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся,
активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации
собственной деятельности…»
Программа представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для обучающихся 8-9 лет.
Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе
диагностических фактов у обучающихся слабо развиты память, устойчивость
и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота
реакции.
Отличительными особенностями Программы являются:
1. Определение видов
организации деятельности обучающихся,
направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают
уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения программы, воспитательного результата положены
методики, предложенные Ященко И.В.,Комиссаровой Л.Ю., Волковой Е.В.
5. При планировании содержания занятий определены виды
познавательной деятельности обучающихся по каждой теме.
Цель: развитие познавательных способностей обучающихся на основе
системы развивающих занятий, повышение качества подготовки выпускников
начальной школы.
Задачи:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов
мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать
несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов
памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и
2
ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться
и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение
других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в
процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Курс занятий основан на системно-деятельностном, компетентном и
уровневом подходах.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
программы
Личностными результатами является формирование следующих
умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Определять последовательность действий.
Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
Работать по предложенному учителем плану.
Отличать верно выполненное задание от неверного.
Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать,
3
анализировать, синтезировать.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне чёткого, логически-последовательного текста)
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать
им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
организатора).
Предметные результаты:
Модуль «Тайны русского языка»
В процессе реализация модуля обучающиеся овладеют предметными
результатами:
формулирование собственных умозаключений, сравнений, установление
закономерности, последовательности действий при построении предложений,
текстов, написании слов и словосочетаний;
умение определять основные понятия из области фонологии,
морфемики, графики, связанные с изучаемыми орфографическими правилами;
углубление знаний об особенностях морфем слов, частей речи и
применении соответствующих правил написания;
умение находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие
определённые орфографические правила;
использование приобретённых знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни;
развитие интереса к изучению русского языка;
овладение представлениями о нормах русского языка и правилах
речевого этикета;
осознание роли языка и речи в жизни людей;
правильное использование частей речи при построении устных и
письменных текстов.
Модуль «Я и окружающий мир»:
наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и
неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием
человека, осознание соблюдения норм и правил безопасного поведения в
природе;
сформированность представлений об экологии как направлении
изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;
овладение навыками ухода за комнатными растениями, за обитателями
живого уголка, за домашними питомцами;
4
умение осуществлять поиск информации, дополняющей научные
данные, образами из области литературы и искусства.
Реализация модуля «Увлекательная математика» предполагает
овладение обучающимися следующими предметными результатами:
умение рассуждать как компонента логической грамотности;
нахождение закономерности в расположении предметов, достраивание
логического ряда в соответствии с заданным принципом,
самостоятельное составление элементарной закономерности;
нахождение принципов группировки предметов,
выделение существенных признаков предмета, аргументированное
доказательство своего выбора;
выполнение устных и письменных арифметические действий с числами;
чтение и заполнение математических таблиц;
решение геометрических, логических задач, ребусов;
конструктивно-геометрические умения и навыки, умение читать и
понимать графическую информацию
применение математических закономерностей при решении жизненных
задач.
Содержание программы
В основе Программы лежит принцип разнообразия творческопоисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта
разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений.
Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение
ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха.
Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и
наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой,
образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию
точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества
воспроизведения материала.
Развитие
внимания.
Диагностика
произвольного
внимания.
Тренировочные упражнения на развитие
способности переключать,
распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации
внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять
признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам,
давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.
Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать
предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза,
сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и
существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения
5
логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что
было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация
словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказыописания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные
определения понятиям.
Тематическое планирование
Модуль «Тайны русского языка»
№
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Да здравствует русский язык!
Хорошо ли ты знаешь грамматику?
Вежливые слова
Поговорки и пословицы
Незаменимый мягкий знак.
Растения во фразеологизмах
Животные во фразеологизмах
Я не поэт, я только учусь…
Как морфология порядок навела
Игры с пословицами
Кое-что о местоимении
Познакомимся поближе с наречием и числительным
Из чего состоят слова
Про корень и окончание
Про суффикс и приставку
Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет.
(Разделительный твердый знак).
Иногда согласные играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Непроизносимые
согласные
В стране парных звонких и глухих согласных.
В стране одиноких согласных.
Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые
ударением).
Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные).
А все – таки она хорошая! (О роли орфографии).
В королевстве ошибок.
Учимся писать «не» с глаголами
Имя существительное – часть страны Речь.
Как у существительных род появился. Имена существительные с
шипящим звуком на конце
Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного
с именем существительным).
Имя прилагательное – часть страны Речь.
Поговорим о падежах
Итого:
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
6
Модуль «Я и окружающий мир»
№
Название темы
Кол-во часов
Методы информационного поиска.
а) работа со словарями
б) со справочниками, энциклопедиями
в) с журналами, газетами
г) с компьютером
Мир и человек
2.
Почему лед плавает. Можно ли обжечься льдом. Ледники.
Ледниковый период. Как перемещаются ледники
3.
Антарктида. Айсберг. Тайны Титаника
4.
Откуда взялись растения. Откуда пришли названия растений
5.
Как растения предсказывают погоду. Растения-хищники
6.
Интересное из жизни растений
7.
Откуда пришли названия животных. Дельфины. Киты
8.
Интересное из жизни животных
9.
Бывают ли одинаковые отпечатки пальцев у разных людей
Историко-краеведческий раздел
10 Праздники на Руси
11 Герб России. Герб моего города
12 Памятники архитектуры. Музеи России
Человек и экономика
13 Что такое бюджет. Дарение и долг
14 Продукция и производитель
15 Финансовая грамотность
Итого
1.
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
15
Модуль «Увлекательная математика»
№
Тема
1
Описание и взаимное расположение предметов в пространстве и
на плоскости
Решение задач в повседневной жизни
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
Составление сборника числового материала, взятого из жизни
(газеты, детские журналы), для составления задач.
Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации
Интерпретировать информацию, полученную при проведении
несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать
данные, делать выводы и прогнозы)
Логические задачи на пропорциональное деление
Развитие внимания и мышления на примере задач
Расположение предметов в пространстве и на плоскости.
2
3
4
5
6
7
8
9
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
10
11
12
13
14
15
Зеркальное отображение
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (какуро).
Построение геометрических фигур с заданными измерениями
(отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки,
угольника
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в
группах).
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
Решение задач в повседневной жизни
Решение задач в повседневной жизни
Итого
1
1
1
1
1
1
15
Планируемые результаты
В основу изучения материала в рамках реализации Программы положены
ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными
результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
Первый
уровень
результатов — приобретение
обучающимися
социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых фор мах поведения в обществе и т. п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в
защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой
социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимися опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами
дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей,
которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек
действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным
деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та
готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и
гражданского общества.
8
Формы контроля
Для анализа результатов освоения Программы предусматриваются
следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития
обучающихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты
фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного
действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
контроль по результату, который проводится после осуществления
учебного действия методом сравнения фактических результатов или
выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах: тестирование, практические работы,
творческие работы, самооценка и самоконтроль (определение обучающимся
границ своего «знания-незнания»).
Для оценки эффективности занятий используются следующие
показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при
выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше
самостоятельность обучающихся и, следовательно, выше развивающий
эффект занятий;
поведение обучающихся на занятиях: живость, активность,
заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий;
результаты участия обучающихся в интеллектуальных конкурсах.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Средства обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
Математические таблицы для начальной школы
Компьютер, проектор
Аудиозаписи
Набор цифр
Набор геометрических фигур
Демонстрационный счетный материал
Предметные картинки
Настольные развивающие игры
Учебно-методические пособия для обучающихся и учителя
№
1.
2.
3.
Наименование пособия
Е.В.Волкова. ВПР Математика «Экзамен»
М.2024
Е.В.Волкова. ВПР Русский язык «Экзамен»
М.2024
Е.В.Волкова. ВПР Окружающий мир
«Экзамен» М.2024
Вид пособия
Методическое пособие для 3 - 4 класса
Методическое пособие для 3 - 4 класса
Методическое пособие для 3 - 4 класса
9
4.
5.
6.
7.
Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]:
программа развития познавательных
способностей учащихся младших классов /
Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган:
Ин - т повыш. квалиф.и переподготовки
раб-ов образования, 2005. – 34 с. – (Серия
«Умники и умницы»)
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность
школьников [Текст]: методический
конструктор: пособие для учителя /
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.:
Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты
второго поколения)
Оценка достижения планируемых
результатов в начальной школе [Текст]:
система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю.
Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой,
О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.:
Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты
второго поколения)
Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе [Текст]: от
действия к мысли : пособие для учителя /
А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г.
Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение,
2010. – 152 с. – (Стандарты второго
поколения)
Программа развития познавательных
способностей учащихся
Пособие для учителя
Пособие для учителя
Пособие для учителя
10