Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 102
(МАОУ СОШ № 102)
СОГЛАСОВАНА
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 102
(протокол от 30.08.2024 № 1)
УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 102
от 30.08.2024 № 3У
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
Направленность программы: социально-гуманитарная
Возраст: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года
Составители программы: учитель
высшей квалификационной категории
Фролова Наталья Леонтьевна
Екатеринбург 2024 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занимательная грамматика» (далее – программа) ориентирована на развитие
познавательной
активности,
самостоятельности,
любознательности
обучающихся, дополнение и углубление школьной программы по русскому
языку.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники
должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать
свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет
познакомиться со многими интересными вопросами русского языка,
выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о проблеме данной науки.
Создание на занятиях ситуаций
активного поиска, предоставление возможности сделать собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение
элементарными навыками исследовательской деятельности позволят
обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих
силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать
нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном
грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших
школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что
грамматика – это не свод скучных и трудных правил для запоминания,
а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях
обучения.
В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово,
словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха,
культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению
способами работы с алгоритмами, приобретению обучающимися опыта
рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил.
Не менее важным фактором реализации данной программы является
стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать,
решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации
собственной позиции по определенному вопросу.
Цель: формирование основы предметных знаний, умений и навыков, а
также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных,
практических задач по русскому языку.
Задачи:
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному
предмету;
пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над
познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития обучающихся;
формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов,
культуры мышления;
способствование развитию смекалки и сообразительности;
.
2
приобщение обучающихся к самостоятельной исследовательской
работе.
Принципы построения программы:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой.
Содержание программы строится на принципах:
системно-деятельностного подхода;
системного подхода к отбору содержания и последовательности
изучения грамматических понятий.
В рамках реализации программы отрабатываются сквозные линии
развития обучающихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и
письменной речи.
Линии, специфические для предмета «Русский язык»:
1) приобретение и систематизация знаний о языке;
2) овладение орфографией и пунктуацией;
3) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
4) развитие чувства языка.
Из области фонетики обучающиеся углубляют знания о понятиях «звук»
в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными
звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и
безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости
согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи
несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу,
ча–ща, безударные гласные). Обучающиеся выполняют слого-звуковой и
звуко-буквенный анализ сложных слов.
В процессе проведения занятий формируется орфографическая зоркость.
Проходит углубление знаний о явлениях и понятиях из области
словообразования: в процессе практической работы со словом углубляют
знания о морфемах слов, способах образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы обучающиеся углубляют
знания о значении слов, многозначности и неоднородности значении слов.
Обучающиеся в практической деятельности учатся сочетать слова в тексте,
употреблять их в зависимости значения.
Из области морфологии обучающиеся получают углубленные знания о
морфологических признаках частей речи, знание которых помогает писать и
говорить грамотно.
.
3
На занятиях также углубляются знания о синтаксических понятиях
(текст, предложение). Обучающиеся учатся правильно писать и
пунктуационно оформлять простые и сложные предложения,
Содержание программы соответствует познавательным возможностям
младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне
повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий
представляет собой расширенный углубленный вариант наиболее актуальных
вопросов базового предмета – русский язык. Занятия способствуют развитию
у детей орфографической зоркости, связной устной и письменной речи.
Предлагаемые задания помогут сформировать навыки грамотного
письма, умения применять полученные на знаниях знания в повседневной
жизни. Они также способствуют общему развитию, побуждают
к
творческому
подходу
при
изучении
русского
языка.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии,
используемые при реализации программы, основаны на любознательности
обучающихся, которую и следует поддерживать и направлять. Обучающиеся,
осваивая более сложный уровень знаний по предмету, могут демонстрировать
высокие результаты в различных предметных конкурсах и олимпиадах.
Все задания программы выстроены последовательно, логично. Для
эффективности работы следует опираться на индивидуальную деятельность с
последующим обсуждением полученных результатов.
Основные виды деятельности обучающихся на занятии:
выполнение различных упражнений;
оформление газет;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским
языком;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
творческие работы.
При проведении занятий используются образовательные технологии:
развивающего обучения;
личностно ориентированного образования;
моделирующего обучения;
здоровьесберегающие;
ИКТ.
Занятия по реализации программы проводятся 1 раз в неделю, программа
реализуется в течение 4 лет.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
При завершении обучения по программе обучающиеся достигнут
следующих результатов.
Личностные результаты: обучающиеся научатся осознавать язык как
основное средство человеческого общения и явление национальной культуры,
.
4
у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное
отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию,
русский язык станет для обучающихся основой всего процесса обучения,
средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей.
Метапредметные результаты: обучающиеся научатся использовать
язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для
решения учебных задач; разовьют способность ориентироваться в целях,
задачах, средствах и условиях общения; научатся выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог,
устные монологические высказывания, письменные тесты) с учетом
особенностей разных видов речи, также сформируются навыки понимания
необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные
мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью
успешного участия в диалоге ; стремление к более точному выражению
собственного мнения и позиции ; умение задавать вопросы.
Предметные результаты: сформировано отношение к правильной
устной и письменной речи как показателям общей культуры человека,
углублены знания и представления о нормах русского и литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.
Содержание программы
Содержание и методы обучения программы «Занимательная
грамматика» содействуют углублению знаний и навыков, полученных на
уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и
обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды
работ: игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал,
пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы,
кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого
элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад,
ребусов. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и
чувствовать родной язык.
1 класс ( 33 часа )
Слово.
Звуки речи (гласные – ударные и безударные), согласные
(звонкие и глухие парные и непарные; твердые и мягкие парные и непарные),
слог, ударение. Обозначение мягкости согласных на письме.
Алфавит.
Заглавная буква в именах, фамилиях, географических названиях. Слова,
которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что
делает? что сделал?
.
5
Предложение.
Признаки предложения, оформление предложения на
письме.
Текст. Отличие текста от набора предложений.
Каллиграфия. Совершенствование навыка написания букв и
соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
2 класс (34 часа)
Волшебная страна «Фонетика» (12 часов). Волшебная страна
“Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв?
Анкетирование. Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах.
Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. Удивительные звуки. Игры “Невидимки
звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. Звонкие и
глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. Звонкие и
глухие “одиночки”. Почему они так называются . Игра – сказка “Пропавшие
имена”. Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы.
Викторина “Интересные буквы и звуки”.
Волшебная страна «Грамматика» (8 часов). Добрый “волшебник” –
Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры
“Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”. Ударение над гласной
может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова).
Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой
помощник. Добрый “волшебник” - Ударение. Сопоставление звуковой и
буквенной записи слов, отработка действия контроля. Обсуждение вопроса:
значение и особенности мягкого знака. Твердый знак. Обсуждение вопроса:
значение и особенности твердого знака.
В стране «Слов» (3 часа.) Рассказ-беседа о словарном богатстве
русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”.
Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить? Из
чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у
разных слов.
В гостях у частей речи (5 часов). Существительные – слова с
предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя
Существительное””. Приключения в стране “Имя существительное”.
Приключения
в стране
“Имя
прилагательное”.
Дружба имени
существительного с именем прилагательным. Глаголы – слова, обозначающие
действие предметов. Здравствуй, Глагол!
Упражнения для закрепления (6 часов). Легкие головоломки.
Технология составление головоломок. Волшебный клубок орфограмм. Рассказ
– беседа о роли орфографии.Играем в загадки. Технология составления
загадок. Итоговый урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного
языка.
3 класс (34 часов)
.
6
Дружим с грамматикой (17 часов). Рассказ – беседа. Игры –
соревнования: «Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?», «Умеешь ли ты
правильно и точно говорить?» (составление рассказов по картинке), «Сколько
слов ты знаешь?» Незаменимый мягкий знак. Путешествие по стране
«Удвоенных согласных». Беседа о том, какое практическое значение имеет
знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и
нарицательных). Как корень слова учил окончания уму – разуму. Иногда
согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в
тетрадке (непроизносимые согласные).
Дружим с орфографией (5 часов). А все–таки она хорошая! (о роли
орфографии). Рассказ – беседа о роли орфографии. Группировка слов, подбор
слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра «Лишнее
слово». Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки.
Изучаем части страны «Речь» (12 часов). Слова – части речи. Имя
существительное – часть страны Речь. Доброе утро, имя прилагательное! Имя
прилагательное – часть страны Речь. Моя мама – имя существительное. (о
связи имени прилагательного с именем существительным). Глагол – часть
страны Речь. Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (время глагола). С
глаголами раздельно частицу НЕ пиши!
4 класс (34 часов)
Состав слова (2 часа). Где прячутся ошибки. Хорошо ли ты знаешь
грамматику? Анкетирование. Работа с тестовыми заданиями.
Образование слов (4 часа). Слово одно, а значений - несколько (о
многозначных словах). Слова – тезки (омонимы). Одно и то же, но поразному.
(синонимы,
о
различиях
слов-синонимов).
Слова
с
противоположным значением (антонимы). Словарное богатство родного
языка. Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об
однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.
Главные и второстепенные члены предложения (2 часа). Почему
подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах
предложения и их добрососедских отношениях.
Признаки частей речи (28 часов). Как морфология порядок навела
(о частях речи). Имя существительное – часть страны Речь. Сказка о падежах.
Этимология названий падежей. Хорошо ли ты знаешь имя существительное?
Очень занимательное – имя прилагательное. Универсальные заменители
(значение местоимений). Глагол – часть страны Речь. Глагол и его друзья.
Глагол – настоящий богач среди частей речи. Сила любви. НЕ с глаголами.
Откуда появились глаголы – исключения? В царстве наречий. Служебные
части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами.
Служебное положение частиц.
.
7
Тематическое планирование (1-й год обучения)
№
п/п
1
2
Тема
Колво
часов
1
Сказочный переполох.
В Страну Слов. Первые
встречи.
Что
такое
азбука?
1
1
3
Буквенная мозаика. К
тайнам волшебных слов.
1
4
Игры со словами.
5
Выбор друзей в Стране
Слов Весёлые буквы
гласные.
1
1
6
К несметным сокровищам
Страны Слов Интересные
согласные Н, Р, М, Й, Л.
7
Чудесные превращения
слов Удивительные
невидимки звуки
1
1
8
В гости к Алфавиту
1
9
Сказка о веселом язычке.
1
10
.
К тайнам звуков и букв
Артикуляционная
гимнастика
Характеристика деятельности обучающихся
Сказка как жанр устного народного творчества.
Рассказывание сказок. Дидактическая игра с
загадками, рисунками « Угадай сказки». Иградраматизация «В гостях у сказки».
Хорошо ли ты знаешь алфавит? Беседа о том,
какое практическое значение имеет знание
алфавита. Упражнения на группировку слов
(имен
собственных
и
нарицательных).
Дидактические игры « Доскажи словечко», «
Превращения слов»,
Сказка «Волшебные слова». Разгадывание
загадок, прослушивание стихов и рассказов о
волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют
свою волшебную силу». Чтение стихов «Жилибыли буквы». Дидактические игры « Зеркало»,
«Полустертые слова»
Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о
словарном богатстве русского языка. Игра –
соревнование “Кто больше слов знает на букву
…”.
Упражнения на развитие внимания и
наблюдательности, упражнения на развитие
памяти. Игры Деда Буквоеда.
Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое»,
«Только хорошее». Конкурс на внимание и
чистописание. Парад Добрых слов.
Головоломка «Сколько родственников». Беседа о
духовном богатстве и богатстве русского языка.
Знакомство с толковым словарём. Конкурс на
лучшее толкование слов. Игры «Назови по
родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Оформление книжек-малышек о буквах.
Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и
мягких согласных звуков в словах).
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое
путешествие от А до Я». Упражнения на развитие
внимания и наблюдательности, упражнения на
развитие памяти.
Знакомство с орфографическим словарём.
Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры
«Волшебный колодец», «Помоги Р».
Разгадывание
загадок.
Тренировочные
упражнения в произнесении звуков. Сказка
«Лесной
карнавал».
Инсценирование
стихотворения В. Суслова из книги «Трудные
буквы».
8
11
12
Чистоговорки и
скороговорки.
1
Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура
речи. Загадки, скороговорки
1
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о
том, как наши предки научились писать и
считать. Головоломка «Заколдованные слова».
Упражнения
на
развитие
внимания
и
наблюдательности, упражнения на развитие
памяти.
1
Рассказ учителя о том, как на свет появились
первые родственники алфавита. Разгадывание
ребусов.
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и
рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра
«Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ –
беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты
красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты
правильно и точно говорить?” (Составление
рассказов по картинке), “Сколько слов ты
знаешь?” Игра на внимание «Исправь ошибки».
Хоровое
декларирование.
Разгадывание
головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Ударение над гласной может сделать букву
ясной. (Безударные гласные в корне слова,
проверяемые ударением).
Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про
“Ошибку”. Работа со словарём. Инсценирование
рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати
буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание
загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Иногда согласные играют с нами в прятки. Они
не произносятся, но пишутся в тетрадке.
(Непроизносимые согласные).
А все–таки она хорошая! (О роли орфографии).
Рассказ – беседа о роли орфографии.
Группировка слов, подбор слов на определенные
правила (с использованием словарей). Игра
“Лишнее слово”.
Словарное богатство родного языка.
Упражнения
на
развитие
внимания
и
наблюдательности, упражнения на развитие
памяти.
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова –
омофоны. Прослушивание стихов и работа по их
содержанию. Игры со словами – двойниками
Слова
с
противоположным
значением.
(Антонимы).
Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о
различиях слов-синонимов.)
Головоломка
«Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки
В Страну Говорящих
Скал Занимательные
кроссворды.
13
Решаем анаграммы
14
В Королевстве Ошибок.
1
1
15
Парад орфограмм.
16
1
Безударные гласные.
17
Парные согласные.
1
18
Непроизносимый
согласный.
1
19
Чудеса в Стране Слов.
1
20
К словам разнообразным,
одинаковым, но разным
1
21
На карнавале слов.
1
22
Слова – спорщики.
1
23
Слова – друзья. В театре
близнецов.
1
.
9
24
Месяцы-кудесники.
1
25
Фразеологизмы.
1
26
Необычный
урок
Разгадываем ребусы.
1
27
Олимпиада по русскому
языку.
Когда один, когда много.
1
К
словам
–
родственникам. Почему
их так назвали?
Экскурсия в прошлое.
1
Конкурс
«Русский
медвежонок»
Полёт в будущее. Игры с
буквами и словами.
Занимательные
кроссворды.
Итоговое занятие.
1
28
29
30
31
32
33
1
1
1
1
– каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс
загадок
Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь
ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение
значений слов, устойчивых сочетаний; подбор
слов, близких по значению.
Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова
– синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый
знак». Игра «Найди друзей».
Головоломка «Все слова на А». Слова –
антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!»
со словами – антонимами
«Узелки на память» (повторение правил).
Загадки, игры, пословицы,
Работа со словообразовательным словарём.
Разгадывание
ребусов.
Тавтология.
Игра
«Домино».
Рассказ учителя о родственных словах. Игра
«Замечательный сад». Подбор родственных слов.
Сказка «Вот так родственники!».
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы
(рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Подготовка устных и письменных сообщений
«Узелки на память» (повторение правил).
Загадки, игры, пословицы,
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадайка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».
Разгадывание
загадок.
Тренировочные
упражнения в произнесении звуков. Сказка
«Лесной карнавал».
Тематическое планирование (2-й год обучения)
№
п/п
Тема
1
Волшебная страна “Фонетика”. Сказка
о Звуках и Буквах. Можно ли писать
без букв? Анкетирование.
2
Распознавание твердых и мягких
согласных звуков в словах. Игры
“Расколдуй слово”, “Да-нет”.
.
Колво
часов
1
1
Характеристика деятельности
обучающихся
Соотносить
звук
и
соответствующую ему букву.
Воспроизводить
алфавит.
Осознавать
алфавит
как
определенную последовательность
букв.
Выделять в словах согласные звуки,
парные по мягкости-твёрдости (без
терминологии).
Определять
и
правильно произносить мягкие и
твёрдые
согласные
звуки.
Дифференцировать
согласные
звуки и буквы, обозначающие
твёрдые и мягкие согласные звуки.
Распознавать условные обозначения
10
3
Удивительные
звуки.
“Невидимки
звуки”,
наоборот”.
Тест
на
слухового внимания.
Игры
“Читай
развитие
1
4
Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка
“Про ошибку”. Игра “Найди пару”.
1
5
Звонкие и глухие “одиночки”. Почему
они так называются
1
6
Зачем нужны звуки речи? Звуковая
культура речи. Звуки и буквы.
Викторина “Интересные буквы и
звуки”
1
7
Грамматическое домино”.
1
Игры Деда Буквоеда.
8
Шипящие согласные.
Игра
“Волшебный
клубок
орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк чн)”
1
9
Шипящие
согласные.
изученного материала.
1
.
Обобщение
(транскрипцию) твёрдых и мягких
согласных.
Наблюдать
и
устанавливать
способы
обозначения мягкости согласных на
письме (ь и буквами е, ё, ю, я).
Наблюдать
и
сравнивать
количество звуков и букв в словах с
мягким знаком (ь). Соотносить
количество звуков и букв в таких
словах, как тень, лось, пеньки.
Объяснять, как обозначена на
письме
твёрдость
(мягкость)
согласного звука.
Моделировать звуковой состав
слова.
Контролировать
этапы
своей
работы. Оценивать процесс и
результат выполнения задания.
Дифференцировать
буквы,
обозначающие близкие по акустикоартикуляционным
признакам
согласные звуки ( с –з, ш – ж, з – ж, р
– л, ц – ч и т.д.).
Освоение знаний о звуках, знаковосимволической
системе.
Осмысление особенностей звуков и
их свойств. Осознание значимости
мира звуков для человека.
Осмысление
понятий
«слово»,
«знак», «знак-символ». Осмысление
связи между словом и знаком (в
частности, их взаимозаменяемости).
Использование знаков и символов
как способов взаимодействия с
окружающим миром.
Осознание важности использования
знаков-символов
при
взаимодействии
с
окружающим
миром.
Освоение знаний о звуках, знаковосимволической системе. Освоение
способов деления слов на слоги и
способов
постановки
ударения.
Приобретать опыт в распознавании
условных обозначений звуков речи.
Переводить слово звучащее в слово
написанное.Осуществлять
контроль своих действий при
обозначении звуков буквами при
письме.
Формирование умения строить
предложение, устанавливать связь
11
10
Легкие
головоломки.
Технология
составление головоломок.
1
11
Слог. Игра “Собери слово”. Перенос
слов. Правила переноса.
1
12
Предложение – единица языка и речи.
Роль предложения в общении.
1
13
«Грамматическое домино”. Форма
проведения: “Счастливый случай”.
(Мягкие согласные звуки и мягкий
знак).
1
14
Играем
в
загадки.
составления загадок.
Технология
1
15
Добрый “волшебник” – Ударение.
Обсуждение
смыслоразличительной
функции ударения.
Игры
“Помоги
Незнайке”,
“Удивительные превращения”
1
.
между словами и предложениями.
Формировать
умения
устанавливать
связь
слов
в
предложении.
Ставить вопросы к главным членам
предложения.
Различать слово и слог. Наблюдать
над слоговой структурой различных
слов. Произносить слова с делением
на слоги. Составлять предложения
по картинке с употреблением слов
разной слоговой структуры.
Выделять в контексте звучащей
речи
отдельные
предложения.
Отличать предложение от группы
слов, не составляющих предложение.
Наблюдать,
анализировать,
устанавливать, как в устной и
письменной речи одно предложение
отделяется от другого. Сравнивать
и
практически
различать
предложения и группы слов, не
составляющие предложения
Осознавать смыслоразличительную
роль звуков и букв в слове.
Наблюдать,
сравнивать,
устанавливать
изменение
лексического значения слова с
изменением одного звука (буквы) в
слове.
Наблюдать в речи за загадками
(признаками
описываемого
предмета), стихотворениями (рифма)
Осознавать смыслоразличительную
роль звуков и букв в слове.
Наблюдать,
сравнивать,
устанавливать
изменение
лексического значения слова с
изменением одного звука (буквы) в
слове. Наблюдать в речи за
загадками
(признаками
описываемого
предмета),
стихотворениями (рифма)
Наблюдать над ролью словесного
ударения в слове. Определять
ударение в слове. Различать
ударные и безударные слоги.
Сравнивать модели слогоударной
структуры слова и подбирать к ним
слова.
Произносить
слова
в
соответствии
с
нормами
литературного
произношения
и
12
16
Ударение над гласной может сделать
букву ясной (безударные гласные в
корне слова). Сопоставление звуковой
и буквенной записи слов, отработка
действия контроля.
1
17
Ударение над гласной может сделать
букву ясной (безударные гласные в
корне слова). Сопоставление звуковой
и буквенной записи слов, отработка
действия контроля.
1
.
оценивать с этой точки зрения
произнесённое слово. Работать с
орфоэпическим
словарём.
Наблюдать
и
устанавливать
подвижность ударения в слове.
Наблюдать
и
сравнивать
произношение и обозначение на
письме ударных и безударных
гласных. Определять качественную
характеристику
гласного
звука:
гласный ударный или безударный.
Определять безударный гласный
звук в слове и его место в слове.
Наблюдать над ролью словесного
ударения в слове. Определять
ударение в слове. Различать
ударные и безударные слоги.
Сравнивать модели слогоударной
структуры слова и подбирать к ним
слова.
Произносить
слова
в
соответствии
с
нормами
литературного
произношения
и
оценивать с этой точки зрения
произнесённое слово. Работать с
орфоэпическим
словарём.
Наблюдать
и
устанавливать
подвижность ударения в слове.
Наблюдать
и
сравнивать
произношение и обозначение на
письме ударных и безударных
гласных. Определять качественную
характеристику
гласного
звука:
гласный ударный или безударный.
Определять безударный гласный
звук в слове и его место в слове.
Наблюдать над ролью словесного
ударения в слове. Определять
ударение в слове. Различать
ударные и безударные слоги.
Сравнивать модели слогоударной
структуры слова и подбирать к ним
слова.
Произносить
слова
в
соответствии
с
нормами
литературного
произношения
и
оценивать с этой точки зрения
произнесённое слово. Работать с
орфоэпическим
словарём.
Наблюдать
и
устанавливать
подвижность ударения в слове.
Наблюдать
и
сравнивать
произношение и обозначение на
письме ударных и безударных
13
Непроверяемые безударные гласные.
Орфографический словарь – твой
помощник.
Мягкий знак. Обсуждение вопроса:
значение и особенности мягкого знака.
1
20
Твердый знак. Обсуждение вопроса:
значение и особенности твердого знака.
1
21
Существительные
–
слова
с
предметным
значением.
Сказка
“Приключение
в
стране
“Имя
Существительное””.
1
18
19
.
1
гласных.
Определять
качественную
характеристику
гласного
звука:
гласный ударный или безударный.
Определять безударный гласный
звук в слове и его место в слове.
Работать
с
орфографическим
словарём.
Наблюдать
и
сравнивать
количество звуков и букв в словах с
мягким знаком (ь). Соотносить
количество звуков и букв в таких
словах, как тень, лось, пеньки.
Объяснять, как обозначена на
письме
твёрдость
(мягкость)
согласного звука. Контролировать
свои действия при письме при
обозначении
мягких
согласных
звуков,
вносить
необходимую
коррекцию (в ходе или после
записи).
Определять
и
правильно
произносить мягкие и твёрдые
согласные звуки.
Дифференцировать
согласные
звуки и буквы, обозначающие
твёрдые и мягкие согласные звуки.
Распознавать условные обозначения
(транскрипцию) твёрдых и мягких
согласных
Называть предметы окружающего
мира.
Произносить
(читать)
слова,
называющие
эти
предметы.
Объяснять,
чём
различаются
предмет и слово, его называющее.
Различать
предмет
(действие,
признак) и слово, называющее
предмет (признак предмета, действие
предмета). Приобретать опыт в
различении слов — названий
предметов, признаков предметов,
действий предметов по лексическому
значению и вопросу. Соотносить
терминологию
(имя
существительное,
имя
прилагательное,
глагол)
с
признаками этих частей речи
(понимание,
без
заучивания).
Наблюдать
за
словами,
обозначающими
одушёвленные
14
22
Большие и маленькие. Слова, которые
пишутся с заглавной буквы. Игра
“Лишнее слово”
1
23
Звонкие и глухие “двойняшки”. В
стране
“Двойняшек”
(парные
согласные на конце слов)
1
.
предметы
и
неодушевлённые.
Составлять
предложение
с
заданным
словом.
Составлять
предложения, рассказ по картинке.
Называть предметы окружающего
мира.
Произносить
(читать)
слова,
называющие
эти
предметы.
Объяснять,
чём
различаются
предмет и слово, его называющее.
Различать
предмет
(действие,
признак) и слово, называющее
предмет (признак предмета, действие
предмета). Приобретать опыт в
различении слов — названий
предметов, признаков предметов,
действий предметов по лексическому
значению и вопросу.
Соотносить терминологию (имя
существительное,
имя
прилагательное,
глагол)
с
признаками этих частей речи
(понимание,
без
заучивания).
Наблюдать
за
словами,
обозначающими
одушёвленные
предметы
и
неодушевлённые.
Составлять
предложение
с
заданным
словом.
Составлять
предложения, рассказ по картинке.
Сравнивать
произношение
и
обозначение на письме парных
согласных в конце слова.
Устанавливать
особенности
произношения звонких и глухих
парных согласных в конце слова.
Сравнивать
произношение
и
обозначение на письме звонких
парных согласных перед гласными.
Сравнивать
произношение
и
обозначение на письме глухих
парных согласных перед гласными.
Определять на слух парный по
глухости-звонкости согласный звук
на конце слова.
Находить в двусложных словах
букву парного согласного звука,
написание которой надо проверять.
Различать
проверочное
и
проверяемое
слова.
Подбирать
проверочное слово путём изменения
формы слова.
Накапливать опыт в правописании
15
24
Приключения
в
существительное”.
“Имя
1
25
Волшебный клубок орфограмм. Рассказ
– беседа о роли орфографии.
1
.
стране
слов с парным по глухостизвонкости согласным звуком на
конце слова в двусложных словах и в
объяснении правописания этих слов.
Контролировать свои действия при
письме при обозначении парных
согласных звуков в конце слова,
вносить необходимую коррекцию
(в ходе или после записи).
Наблюдать
за
особенностями
стихотворного текста, загадок.
Называть предметы окружающего
мира.
Произносить
(читать)
слова,
называющие
эти
предметы.
Объяснять,
чём
различаются
предмет и слово, его называющее.
Различать
предмет
(действие,
признак) и слово, называющее
предмет (признак предмета, действие
предмета). Приобретать опыт в
различении слов — названий
предметов, признаков предметов,
действий предметов по лексическому
значению и вопросу.
Соотносить терминологию (имя
существительное,
имя
прилагательное,
глагол)
с
признаками этих частей речи
(понимание,
без
заучивания).
Наблюдать
за
словами,
обозначающими
одушёвленные
предметы
и
неодушевлённые.
Составлять
предложение
с
заданным
словом.
Составлять
предложения, рассказ по картинке.
Наблюдать
за
особенностями
загадок
—
употребление
прилагательного
для
описания
предмета.
Наблюдать
за
особенностями
сказки.
Находить
и
составлять
словосочетания прилагательного с
существительным.
Различать
проверочное
и
проверяемое
слова
Подбирать
проверочное слово путём изменения
формы слова. Накапливать опыт в
правописании слов с парным по
глухости-звонкости
согласным
звуком на конце слова в двусложных
16
“Имя
1
27 Дружба имени существительного с
- прилагательным
28
2
26
.
Приключения
в
прилагательное”.
стране
словах. С безударными гласными и в
объяснении правописания этих слов.
Контролировать свои действия при
письме при обозначении парных
согласных звуков в конце слова, при
правописании безударной гласной
вносить необходимую коррекцию
(в ходе или после записи).
Наблюдать
за
особенностями
стихотворного текста, загадок
Называть предметы окружающего
мира.
Произносить
(читать)
слова,
называющие
эти
предметы.
Объяснять,
чём
различаются
предмет и слово, его называющее.
Различать
предмет
(действие,
признак) и слово, называющее
предмет (признак предмета, действие
предмета). Приобретать опыт в
различении слов — названий
предметов, признаков предметов,
действий предметов по лексическому
значению и вопросу.
Соотносить терминологию (имя
существительное,
имя
прилагательное,
глагол)
с
признаками этих частей речи
(понимание,
без
заучивания).
Наблюдать
за
словами,
обозначающими
одушёвленные
предметы
и
неодушевлённые.
Составлять
предложение
с
заданным
словом.
Составлять
предложения, рассказ по картинке.
Наблюдать
за
особенностями
загадок
—
употребление
прилагательного
для
описания
предмета.
Наблюдать
за
особенностями
сказки.
Находить
и
составлять
словосочетания прилагательного с
существительным.
Называть предметы окружающего
мира.
Произносить
(читать)
слова,
называющие
эти
предметы.
Объяснять,
чём
различаются
предмет и слово, его называющее.
Различать
предмет
(действие,
17
29
.
Глаголы – слова, обозначающие
действие предметов. Здравствуй,
Глагол!
1
признак) и слово, называющее
предмет (признак предмета, действие
предмета). Приобретать опыт в
различении слов — названий
предметов, признаков предметов,
действий предметов по лексическому
значению и вопросу. Соотносить
терминологию
(имя
существительное,
имя
прилагательное,
глагол)
с
признаками этих частей речи
(понимание,
без
заучивания).
Наблюдать
за
словами,
обозначающими
одушёвленные
предметы
и
неодушевлённые.
Составлять
предложение
с
заданным
словом.
Составлять
предложения, рассказ по картинке.
Наблюдать
за
особенностями
загадок
—
употребление
прилагательного
для
описания
предмета.
Наблюдать
за
особенностями
сказки.
Находить
и
составлять
словосочетания прилагательного с
существительным.
Называть предметы окружающего
мира.
Произносить
(читать)
слова,
называющие
эти
предметы.
Объяснять,
чём
различаются
предмет и слово, его называющее.
Различать
предмет
(действие,
признак) и слово, называющее
предмет (признак предмета, действие
предмета). Приобретать опыт в
различении слов — названий
предметов, признаков предметов,
действий предметов по лексическому
значению и вопросу.
Соотносить терминологию (имя
существительное,
имя
прилагательное,
глагол)
с
признаками этих частей речи
(понимание,
без
заучивания).
Наблюдать
за
словами,
обозначающими
одушёвленные
предметы
и
неодушевлённые.
Составлять
предложение
с
заданным
словом.
Составлять
предложения, рассказ по картинке.
18
30
Сколько слов Вы знаете? Рассказбеседа о словарном богатстве русского
языка. Игра – соревнование “Кто
больше знает слов на букву …”
1
31
Крылатые
слова
и
выражения,
происхождение слов. Как нужно
говорить.
1
32
Из чего состоят слова? Словародственники. Так же, как и у кустов,
корень есть у разных слов.
1
.
Наблюдать
за
особенностями
загадок
—
употребление
прилагательного
для
описания
предмета.
Наблюдать
за
особенностями
сказки.
Находить
и
составлять
словосочетания прилагательного с
существительным.
Читать пословицы и поговорки и
объяснять их смысл. Находить
слова,
близкие
по
значению.
Составлять словосочетания.
Выделять междометия в речи.
Осознавать роль междометий в
речи.
Называть примеры междометий.
Составлять
предложения
с
междометиями.
Объяснять
значение
фразеологизмов.
Составлять
предложения
с
фразеологизмами.
Находить слова, употреблённые в
прямом и переносном смысле.
Читать пословицы и поговорки и
объяснять их смысл. Находить
слова,
близкие
по
значению.
Составлять
словосочетания.
Выделять междометия в речи.
Осознавать роль междометий в
речи.
Называть
примеры
междометий.
Составлять
предложения
с
междометиями.
Объяснять
значение
фразеологизмов.
Составлять
предложения с фразеологизмами.
Находить слова, употреблённые в
прямом и переносном смысле.
Называть признаки родственных
(однокоренных слов). Выделять
корень в однокоренных словах.
Наблюдать
за
образованием
однокоренных
слов.
Различать
однокоренные слова и формы одного
и того же слова. Подбирать
однокоренные слова к данному
слову. Составлять предложения,
небольшой
текст,
используя
однокоренные слова (формы одного
и того же слова).
Подбирать
слова,
близкие
и
19
33
Крылатые слова и выражения.
1
34
Праздничный урок «Путешествие не
заканчивается…» Секреты родного
языка.
1
противоположные
по
смыслу.
Находить
в
тексте
образные
сравнения. Находить в тексте слова
с переносным значением и объяснять
их смысл. Составлять предложения
с заданными словами. Подбирать
слова в рифму.
Называть признаки родственных
(однокоренных слов). Выделять
корень в однокоренных словах.
Наблюдать
за
образованием
однокоренных слов.
Различать однокоренные слова и
формы одного и того же слова.
Подбирать однокоренные слова к
данному
слову.
Составлять
предложения,
небольшой
текст,
используя
однокоренные
слова
(формы одного и того же слова).
Подбирать
слова,
близкие
и
противоположные
по
смыслу.
Находить
в
тексте
образные
сравнения. Находить в тексте слова
с переносным значением и объяснять
их смысл. Составлять предложения
с заданными словами. Подбирать
слова в рифму.
Осознавать
значимость
положительных качеств человека и
важность
искоренения
отрицательных черт характера
Тематическое планирование (3-й год обучения)
№
п/п
Тема
1
Хорошо ли ты знаешь грамматику?
Рассказ – беседа. Игры –
соревнования: “Умеешь ли ты
красиво и грамотно писать?”,
“Умеешь ли ты правильно и точно
говорить?” (Составление рассказов
по картинке), “Сколько слов ты
знаешь?”
2
Сокровища родного языка.
Беседа о богатстве русского языка.
Игра “Знаешь ли ты пословицы?”
Чтение текстов. Объяснение
значений слов, устойчивых
.
Колво
часов
1
1
Характеристика деятельности
обучающихся
Рассуждать о значении языка и речи
в жизни людей, о роли русского языка
в жизни и общении.
Анализировать речь людей (при
анализе текстов). Наблюдать за
особенностями собственной речи и
оценивать её. Различать устную,
письменную речь и речь про себя.
Работать с памяткой «Как научиться
правильно списывать предложение».
Рассуждать о значении языка и речи
в жизни людей, о роли русского языка
в жизни и общении.
Анализировать речь людей (при
анализе текстов).
20
сочетаний; подбор слов, близких по
значению.
3
Незаменимый мягкий знак.
1
4
Путешествие по стране “Удвоенных
согласных”.
1
5
Хорошо ли ты знаешь алфавит?
Беседа о том, какое практическое
значение имеет знание алфавита.
Упражнения на группировку слов
(имен собственных и
нарицательных).
1
6
Волшебник “Ударение”.
1
.
Распознавать среди данных пар слов
синонимы, антонимы. Подбирать к
слову синонимы, антонимы
Соотносить количество звуков и букв
в таких словах, как огонь, кольцо.
Объяснять причины расхождения
количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с
мягким знаком (ь). Переносить слова
с мягким знаком (паль-цы, паль-то).
Обозначать мягкость согласного
звука мягким знаком на конце слова и
в середине слова перед согласным
(день, коньки). Оценивать свои
достижения при выполнении заданий .
Наблюдать над произношением и
правописанием слов с удвоенными
согласными. Использовать правило
переноса
слов
с
удвоенными
согласными (ван-на).
Объяснять, где могут пригодиться
знания об алфавите. Называть буквы
правильно и располагать их в
алфавитном порядке.
Классифицировать
буквы
по
сходству
в
их
названии,
по
характеристике звука, который они
обозначают. Определять положение
заданной буквы в алфавите: ближе к
концу, к середине, к началу,
называть
соседние
буквы
по
отношению к заданной. Работать с
памяткой «Алфавит». Располагать
заданные
слова
в
алфавитном
порядке.
Использовать
знание
алфавита при работе со словарями.
Определять ударение в слове.
Наблюдать за ролью словесного
ударения. Различать ударные и
безударные слоги. Наблюдать над
разноместностью и подвижностью
русского
ударения.
Составлять
простейшие слогоударные модели
слов. Находить слова по заданной
модели.
Сравнивать
модели
слогоударной структуры слова и
подбирать к ним слова. Работать с
орфоэпическим словарём, находить в
нём
нужную
информацию
о
произношении слова. Соблюдать в
практике
речевого
общения
изучаемые нормы произношения слов.
21
7
Из чего же, из чего же состоят слова?
1
8
Часть слова, которая изменяется,
окончанием называется.
Как корень слова учил окончания
уму – разуму.
В стране парных звонких и глухих
согласных.
1
10
В стране парных звонких и глухих
согласных.
1
11
В стране одиноких согласных.
1
9
.
1
Различать звуки и буквы.
Осознавать смыслоразличительную
роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения
звуков речи. Сопоставлять звуковое
и буквенное обозначения слова.
Наблюдать модели слов (звуковые и
буквенные), анализировать их.
Различать
глухие
и
звонкие
согласные звуки, парные и непарные.
Характеризовать согласный звук
(глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность
данной характеристики. Правильно
произносить звонкие и глухие
согласные звуки на конце слова и
перед другими согласными (кроме
сонорных).
Определять на слух парный по
глухости-звонкости согласный звук на
конце слова и в корне перед
согласным.
Соотносить
произношение и написание парного
по глухости-звонкости согласного
звука на конце слова и в корне перед
согласным. Находить в словах букву
парного согласного звука, написание
которой надо проверять. Различать
проверочное и проверяемое слова.
Подбирать проверочные слова путем
изменения формы слова и подбора
однокоренных
слов(травка-трава,
травушка; мороз -морозы, морозный).
Использовать
правило
при
написании слов с парным по
глухости-звонкости согласным звуком
на конце слова и перед согласным в
корне. Объяснять правописание слов
с парным по глухости-звонкости
согласным
звуком
на
основе
алгоритма
проверки
написания.
Подбирать примеры слов с изучаемой
орфограммой.
Соотносить
произношение
и
написание парного по глухости –
звонкости согласного звука на конце
слова и в корне перед согласным.
Находить в словах букву парного
22
12 – Дружим с грамматикой. (Безударные
13 гласные, проверяемые ударением).
2
14
Досадное недоразумение.
(Непроверяемые безударные
гласные).
1
15
Иногда согласные играют с нами в
прятки. Они не произносятся, но
пишутся в тетрадке.
(Непроизносимые согласные).
Новые друзья корней – приставки.
1
Твердый знак не отдыхает: приставку
с корнем разделяет. (Разделительный
твердый знак).
Слова – части речи.
1
Имя существительное – часть страны
Речь
1
16
17
18
19
.
1
1
согласного звука, написание которой
надо
проверять.
Различать
проверочное и проверяемые слова.
Определять безударный гласный звук
в слове и его место в слове. Находить
в
двусложных
словах
букву
безударною гласного звука, написание
которой надо проверять. Различать
проверочное и проверяемое слова.
Подбирать проверочные слова путём
изменения формы слова и подбора
однокоренного слова (слоны — слон,
слоник; трава — травы, травка).
Определять безударный гласный звук
в слове и его место в слове. Находить
в
двусложных
словах
букву
безударною гласного звука, написание
которой надо проверять. Различать
проверяемые
и
непроверяемые
орфограммы. Запоминать написание
непроверяемой
орфограммы
безударного гласного звука в словах,
предусмотренных программой.
Находить нужную орфограмму в
слове.
Уметь подбирать проверочное слово.
Образовывать
новые
слова
помощью приставки.
Запоминать правило написания
твердого знака в слове.
с
Соотносить
слова-названия
(предметов, признаков, действий),
вопросы, на которые они отвечают, с
частями речи. Анализировать схему
«Части речи», составлять по ней
сообщение. Находить в тексте части
речи с опорой на признаки частей
речи, пользуясь схемой.
Распознавать имя существительное
среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и
вопросу.
Обосновывать отнесение слова к
имени существительному. Объяснять
лексическое значение слов — имён
существительных.
Обогащать
собственный
словарь
именами
существительными разных лексикотематических групп. Работать со
страничкой для любознательных:
23
20
Как у существительных род
появился.
1
21
Доброе утро, имя прилагательное!
1
22
Имя прилагательное – часть страны
Речь.
1
.
знакомство с лексическим значением
имён существительных
Различать
одушевлённые
и
неодушевлённые
имена
существительные
с
опорой
на
вопросы кто? и что?, подбирать
примеры таких существительных.
Классифицировать
имена
существительные одушевленные и
неодушевлённые по значению и
объединять их в тематические группы.
Распознавать имя прилагательное
среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и
вопросу.
Обосновывать
правильность
отнесения слова к имени прилагательному.
Использовать
в
речи
прилагательные различных лексикотематических групп.
Выделять
из
предложения
словосочетания
с
именами
прилагательными.
Приводить
примеры
имён
прилагательных.
Определять,
каким
членом
предложения
является
имя
прилагательное.
Анализировать
высказывания русских писателей о
русском языке. Подбирать имена
прилагательные — сравнения для
характеристики качеств, присущих
людям и животным.
Распознавать имя прилагательное
среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и
вопросу.
Обосновывать
правильность
отнесения слова к имени прилагательному.
Использовать
в
речи
прилагательные различных лексикотематических групп.
Выделять
из
предложения
словосочетания
с
именами
прилагательными.
Приводить
примеры
имён
прилагательных.
Определять,
каким
членом
предложения
является
имя
прилагательное.
Анализировать
высказывания русских писателей о
русском языке. Подбирать имена
прилагательные — сравнения для
характеристики качеств, присущих
24
23
Моя мама – имя существительное. (О
связи имени прилагательного с
именем существительным).
1
24
Глагол – часть страны Речь.
1
25
Глагол – часть страны Речь.
1
26
Глагол и его друзья.
1
27
Как мама Глаголиха учила
глагольчиков. (Неопределенная
форма глаголов).
2
.
людям и животным.
Использовать в речи прилагательные
различных
лексико-тематических
групп.
Выделять
из
предложения
словосочетания
с
именами
прилагательными.
Приводить
примеры
имён
прилагательных.
Определять,
каким
членом
предложения
является
имя
прилагательное
Распознавать глагол среди других
частей речи по обобщённому лексическому
значению
и
вопросу.
Обосновывать
правильность
отнесения
слова
к
глаголу.
Классифицировать
глаголы
по
вопросам.
Распознавать
глаголы,
употреблённые
в
прямом
и
переносном значениях. Определять,
каким членом предложения является
глагол в предложении. Выбирать
глаголы в соответствии с задачей
речевого
высказывания.
Рассматривать
репродукцию
картины Л. К. Саврасова «Грачи
прилетели» по данным вопросам,
обсуждать
план
предстоящего
рассказа,
составлять
(под
руководством учителя) по картине
рассказ, записывать рассказ.
Определять
число
глаголов,
распределять глаголы по группам в
зависимости от их числа, изменять
глаголы по числам, приводить
примеры глаголов определённого
числа, употреблять глаголы в
определённом числе.
Соблюдать в практике речевого
общения
орфоэпические
и
лексические нормы употребления
глаголов. Работать с орфоэпическим
словарём.
Определять,
каким
членом
предложения является глагол в
предложении.
Выбирать глаголы в соответствии с
задачей речевого высказывания.
Определять,
каким
членом
предложения является глагол в
предложении. Выбирать глаголы в
25
соответствии с
высказывания.
задачей
речевого
28 - Как мама Глаголиха учила
29 глагольчиков.
( Прошедшее, настоящее, будущее
времена глаголов).
1
Определять времена глаголов.
Выбирать глаголы в соответствии с
задачей речевого высказывания.
30 - С глаголами раздельно частицу НЕ
31 пиши!
2
Раздельно писать частицу НЕ с
глаголом.
Определять
грамматические признаки
глагола:
число
(единственное
или
множественное), роль в предложении.
Обосновывать
правильность
определения
признаков
глагола.
Определять правильный порядок
предложений, составлять текст, подбирать
к
нему
название
и
записывать составленный текст.
Планировать учебные действия при
решении орфографической задачи
(обозначение буквой безударного
гласного звука в слове), определять
пути её решения, решать её в
соответствии с изученным правилом.
Объяснять правописание слова с
безударным гласным в корне, пользуясь
алгоритмом
проверки
написания.
Планировать учебные действия при
решении орфографической задачи
(обозначение буквой безударного
гласного звука в слове), определять
пути её решения, решать её в
соответствии с изученным правилом.
Объяснять правописание слова с
безударным гласным в корне, пользуясь
алгоритмом
проверки
написания.
Работать
с
орфографическим словарём учебника:
находить
слова
с
изучаемой
орфограммой и проверять написание
слова по орфографическому словарю.
Планировать учебные действия при
решении орфографической задачи
(обозначение буквой безударного
гласного звука в слове), определять
пути её решения, решать её в
соответствии с изученным правилом.
Объяснять правописание слова с
безударным гласным в корне, пользуясь
алгоритмом
проверки
32
А все–таки она хорошая! (О роли
орфографии).
Рассказ – беседа о роли орфографии.
1
33
Группировка слов, подбор слов на
определенные правила (с
использованием словарей). Игра
“Лишнее слово”.
1
34
Итоговое занятие. Для чего надо
изучать грамматику. Беседа. Игры.
1
.
26
написания.
Работать
с
орфографическим словарём учебника:
находить
слова
с
изучаемой
орфограммой
Тематическое планирование (4-й год обучения)
№
п/п
Тема
Колво
часов
1
1
Хорошо ли ты знаешь грамматику?
2
Где прячутся ошибки? (О словах с 1
непроверяемыми
безударными
гласными).
3
Почему подлежащее и сказуемое – 1
главные в предложении?
.
Характеристика деятельности
обучающихся
Рассуждать о значении языка и речи в
жизни людей, о роли русского языка в
жизни и общении. Анализировать
речь людей (при анализе текстов).
Наблюдать
за
особенностями
собственной речи и оценивать её.
Различать устную, письменную речь
и речь про себя. Работать с памяткой
«Как научиться правильно списывать
предложение».
Определять безударный гласный звук
в слове и его место в слове. Находить
в
двусложных
словах
букву
безударною гласного звука, написание которой надо проверять.
Различать проверочное и проверяемое
слова. Подбирать проверочные слова
путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны —
слон, слоник; трава — травы, травка).
Находить главные члены (основу)
предложения. Обозначать графически
грамматическую основу. Различать и
выделять главные и второстепенные
члены предложения. Обосновывать
правильность
выделения
подлежащего
и
сказуемого.
Анализировать схему и составлять по
ней сообщение о главных членах
предложения. Обсуждать алгоритм
выделения
в
предложении
подлежащего и сказуемого. Различать
распространённое
(с
второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных
членов) предложения. Составлять
нераспространённые
и
распространённые
предложения.
Распространять нераспространённые
предложения. Устанавливать при
помощи вопросов связь слов между
членами предложения. Составлять
27
4
Об однородных членах предло 1
жения
и
их
добрососедских
отношениях.
5
Как морфология порядок навела.
(О частях речи).
6
Имя существительное – часть страны 1
Речь.
7
Сказка о падежах.
названий падежей.
8
Слово одно, а значений - несколько.
(О многозначных словах).
.
1
Этимология 1
1
предложение из деформированных
слов (слов, не связанных по смыслу).
Различать
распространённое
(с
второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных
членов) предложения. Составлять
нераспространённые
и
распространённые
предложения.
Распространять нераспространённые
предложения.
Устанавливать при помощи вопросов
связь слов между членами предложения.
Составлять
предложение
из
деформированных слов (слов, не
связанных по смыслу).
Классифицировать
и
обобщить
полученные ранее знания о частях
речи.
Определение частей речи в тексте.
Распознавать имя существительное
среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и
вопросу. Обосновывать отнесение
слова к имени существительному.
Объяснять лексическое значение слов
—
имён
существительных.
Обогащать собственный словарь
именами существительными разных
лексико-тематических
групп.
Работать
со
страничкой
для
любознательных:
знакомство
с
лексическим
значением
имён
существительных.
Запоминать названия падежей и
вопросы. Учиться падежные вопросы.
Упражняться в определении падежей.
Распознавать среди данных пар слов
синонимы, антонимы. Подбирать к
слову синонимы, антонимы. Работать
со страничкой для любознательных.
Познакомиться с этимологией слов
синоним и антоним. Работать со
словарями синонимов и антонимов
учебника.
Находить
нужную
информацию о слове в этих словарях.
Определять смысловое значение
пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.
Анализировать
речевые
высказывания с использованием в
них языковых средств. Подбирать
28
9
Слова – тезки. (Омонимы).
10
Одно и то же, но по-разному. 1
(Синонимы, о различиях словсинонимов).
11
Слова
с
противоположным 1
значением. (Антонимы).
.
1
заголовок
к
тексту.
Излагать
письменно содержание текста по
данным вопросам.
Распознавать среди данных пар слов
синонимы, антонимы. Подбирать к
слову синонимы, антонимы. Работать
со страничкой для любознательных.
Познакомиться с этимологией слов
синоним и антоним. Работать со
словарями синонимов и антонимов
учебника.
Находить
нужную
информацию о слове в этих словарях.
Определять смысловое значение
пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.
Анализировать
речевые
высказывания с использованием в
них языковых средств. Подбирать
заголовок
к
тексту.
Излагать
письменно содержание текста по
данным вопросам.
Распознавать среди данных пар слов
синонимы, антонимы. Подбирать к
слову синонимы, антонимы. Работать
со страничкой для любознательных.
Познакомиться с этимологией слов
синоним и антоним. Работать со
словарями синонимов и антонимов
учебника.
Находить
нужную
информацию о слове в этих словарях.
Определять смысловое значение
пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.
Анализировать
речевые
высказывания с использованием в
них языковых средств. Подбирать
заголовок
к
тексту.
Излагать
письменно содержание текста по
данным вопросам.
Распознавать среди данных пар слов
синонимы, антонимы. Подбирать к
слову синонимы, антонимы. Работать
со страничкой для любознательных.
Познакомиться с этимологией слов
синоним и антоним. Работать со
словарями синонимов и антонимов
учебника.
Находить
нужную
информацию о слове в этих словарях.
Определять смысловое значение
пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.
Анализировать
речевые
29
12
Хорошо
ли
ты
существительное?
13
Очень
занимательное
прилагательное.
.
знаешь
–
имя 2
имя 1
высказывания с использованием в
них языковых средств. Подбирать
заголовок
к
тексту.
Излагать
письменно содержание текста по
данным вопросам.
Определять грамматические признаки
имен существительных: одушевлённое
или
неодушевленное,
собственное или
нарицательное;
число
(единственное
или
множественное), роль в предложении.
Обосновывать
правильность
определения
грамматических
признаков имени существительного.
Классифицировать
имена
существительные по определённому
грамматическому
признаку.
Выбирать
из
ряда
имён
существительных
имя
существительное с определённым
признаком.
Работать
с
повествовательным
текстом:
определять его тему и главную
мысль, подбирать заголовок к тексту,
определять части текста, составлять
ответы
на
данные
вопросы,
записывать составленный текст в
соответствии с вопросами. Проверять
написанный текст. Оценивать свои
достижения при выполнении заданий
Распознавать имя прилагательное
среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и
вопросу. Работать со страничкой для
любознательных: ознакомление с
историей появления названия имя
прилагательное
и
лексическим
значением имён прилагательных.
Обосновывать
правильность
отнесения слова к имени прилагательному.
Использовать
в
речи
прилагательные различных лексикотематических групп. Выделять из
предложения
словосочетания
с
именами
прилагательными.
Приводить
примеры
имён
прилагательных. Определять, каким
членом предложения является имя
прилагательное.
Анализировать
высказывания русских писателей о
русском языке. Подбирать имена
прилагательные — сравнения для
30
14
Имя прилагательное – часть страны 1
Речь.
15
Словарное богатство родного языка.
16
Хорошо
ли
ты
прилагательное?
.
знаешь
1
имя 1
характеристики качеств, присущих
людям и животным.
Распознавать имя прилагательное
среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и
вопросу. Работать со страничкой для
любознательных: ознакомление с
историей появления названия имя
прилагательное
и
лексическим
значением имён прилагательных.
Обосновывать
правильность
отнесения слова к имени прилагательному.
Использовать в речи прилагательные
различных
лексико-тематических
групп.
Выделять
из
предложения
словосочетания
с
именами
прилагательными.
Приводить
примеры
имён
прилагательных.
Определять,
каким
членом
предложения
является
имя
прилагательное.
Анализировать
высказывания русских писателей о
русском языке. Подбирать имена
прилагательные — сравнения для
характеристики качеств, присущих
людям и животным.
Использовать в речи прилагательные
различных
лексико-тематических
групп.
Распознавать текст-рассуждение.
Создавать устные и письменные
тексты-рассуждения.
Работать
с
текстом: определять тип текста, тему
и главную мысль, выделять части в
тексте-рассуждении,
записывать
текст по частям. Оценивать свои
достижения при выполнении заданий
«Проверь себя» в учебнике и по
электронному приложению.
Распознавать имя прилагательное
среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и
вопросу. Работать со страничкой для
любознательных: ознакомление с
историей появления названия имя
прилагательное
и
лексическим
значением имён прилагательных.
Обосновывать
правильность
отнесения слова к имени прилагательному.
31
17
Универсальные
заменители. 1
(Назначение местоимений).
18
Глагол – часть страны Речь.
19
Сказка о
глагола.
20
Глагол и его друзья.
.
глаголе,
о
1
спряжении 1
1
Использовать в речи прилагательные
различных
лексико-тематических
групп.
Выделять
из
предложения
словосочетания
с
именами
прилагательными.
Приводить
примеры
имён
прилагательных.
Определять,
каким
членом
предложения
является
имя
прилагательное.
Анализировать
высказывания русских писателей о
русском языке. Подбирать имена
прилагательные — сравнения для
характеристики качеств, присущих
людям и животным.
Распознавать личные местоимения (в
начальной форме) среди других
слов и в предложении. Различать
местоимения
и
имена
существительные.
Заменять повторяющиеся в тексте
имена существительные личными
местоимениями.
Составлять
из
предложений текст, подбирать к нему
заголовок, записывать составленный
текст. Составлять по рисункам
диалоги. Находить в диалогической
речи местоимения и определять их
роль в высказываниях.
Распознавать глагол среди других
частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Обосновывать
правильность
отнесения
слова
к
глаголу.
Классифицировать
глаголы
по
вопросам. Распознавать глаголы,
употреблённые
в
прямом
и
переносном значениях. Определять,
каким членом предложения является
глагол в предложении. Выбирать
глаголы в соответствии с задачей
речевого высказывания.
Определять спряжение глаголов.
Определять,
каким
членом
предложения является глагол в
предложении. Выбирать глаголы в
соответствии с задачей речевого
высказывания.
Распознавать глагол среди других
частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Обосновывать
правильность
32
21
Глагол – настоящий богач среди 1
частей речи.
22
Сила любви. НЕ с глаголами.
23
Откуда
появились
исключения?
24
25
Хорошо ли ты знаешь глагол?
2
26
В царстве наречий.
1
27
В царстве наречий.
1
глаголы
1
– 1
28 – Служебные части речи: предлоги, 2
29
союзы, частицы.
Ссора предлогов со всеми словами.
Служебное положение частиц.
30
Хорошо ли ты знаешь части речи?
1
31
Хорошо ли ты знаешь части речи?
1
.
отнесения
слова
к
глаголу.
Классифицировать
глаголы
по
вопросам. Распознавать глаголы,
употреблённые
в
прямом
и
переносном значениях.
Распознавать глагол среди других
частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Обосновывать
правильность
отнесения
слова
к
глаголу.
Классифицировать
глаголы
по
вопросам.
Распознавать глаголы, употреблённые
в прямом и переносном значениях.
Работать над написанием частицы Не
с глаголами.
Добывать из интернета информацию
об образовании глаголов. Находить
нужные
сведения
из
словообразовательного словаря.
Распознавать глагол среди других
частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Обосновывать
правильность
отнесения
слова
к
глаголу.
Классифицировать
глаголы
по
вопросам. Распознавать глаголы,
употреблённые
в
прямом
и
переносном значениях.
Распознавать наречие среди других
частей речи.
Определять
роль
наречия
в
предложении.
Распознавать наречие среди других
частей речи.
Определять
роль
наречия
в
предложении.
Узнавать служебные части речи в
устной и письменной речи.
Правильно употреблять их в речи .
Классифицировать знания о всех
частях речи.
Составить сводную таблицу о частях
речи.
Использовать полученные знания на
практике.
Определять части речи в тексте.
33
32
33
Слова
–
родственники.
однокоренных словах).
(Об 2
34
Русский язык неисчерпаем, как сама 1
жизнь.
Подбирать примеры слов с изучаемой
орфограммой. Находить в словах
значимую часть слова – корень,
подбирать однокоренные слова.
Называть признаки родственных
(однокоренных
слов).
Выделять
корень в однокоренных словах.
Наблюдать
за
образованием
однокоренных слов.
Различать однокоренные слова и
формы одного и того же слова.
Подбирать однокоренные слова к
данному слову.
Решать логические задания по
русскому языку.
Оценивать свои знания.
Учебно-методическое обеспечение
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство
“АРГО”, 1996
3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”,
1996
4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии.
Москва “Просвещение”, 1991 г.
5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк.
ПКФ “БАО”, 1997 г.
6. Журналы: “Начальная школа”.
7. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва
“ВЛАДОС”, 2003 г.
8. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для
учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
9. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
10. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
11. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
12.
.
Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя.
Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
34
Материально-техническое оснащение
№
.
Наименование
1
Кабинет учебный с комплектами парт и стульев
2
Компьютер
3
Веб-камера
4
МФУ
5
интернет
6
Набор презентаций
35