ДООП Умники и умницы (7-8 лет)

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 102
(МАОУ СОШ № 102)

СОГЛАСОВАНА
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 102
(протокол от 30.08.2024 № 1)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 102
от 30.08.2024 № 3У

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«УМНИКИ и УМНИЦЫ»

Направленность программы: социально-гуманитарная
Возраст: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: учитель высшей
квалификационной категории
Эрнст Марина Феликсовна

Екатеринбург 2024 г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Умники и умницы» (далее – Программа) составлена на основе программы
развития
познавательных
способностей
обучающихся
с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и
умницам». – Москва: РОСТ, 2009 г с учетом требований ФГОС.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов
дает такая образовательная область как "математика". В математике
используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать,
сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать,
опровергать. Ведущей стороной умственного развития младшего школьника
является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок
должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т.
е. приобрести так называемую логическую грамотность. Программа
представляет
систему
интеллектуально-развивающих
занятий
для
обучающихся 7-8 лет и рассчитана на 60 часов (2 часа в неделю).
Настоящая
программа разработана
для
обеспечения
развития
познавательных и творческих способностей младших школьников,
расширения
математического
кругозора
и
эрудиции
учащихся,
способствующая формированию познавательных универсальных учебных
действий.
Для формирования логических приемов мышления используют
различные нестандартные задания, которые требуют поисковой деятельности
обучающихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации
умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий
задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает
у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика
затруднение, для преодоления которого необходима активизация
мыслительной деятельности.
Цель: развитие познавательных способностей обучающихся на основе
системы развивающих занятий.
Задачи:
1.
Развитие мышления в процессе формирования основных приемов
мысли тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать
несложные выводы.
2.
Развитие психических познавательных процессов: различных
видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
3.
Развитие языковой культуры и формирование речевых умений:
четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить
умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
4.
Формирование навыков творческого мышления и развитие
умения решать нестандартные задачи.
2


5.
Развитие познавательной активности и самостоятельной
мыслительной деятельности учащихся.
6.
Формирование и развитие коммуникативных умений: умение
общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах,
уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность
одноклассников.
7.
Формирование навыков применения полученных знаний и
умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической
деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является
именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и
навыков.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
программы
Личностные результаты.
Формирование следующих умений:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и
оценок учителей, одноклассников, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности.
Метапредметны результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае
работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения
задачи).
Познавательные универсальные учебные действия:
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
3


формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Предметные результаты:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися
социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.
п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, то есть
в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой
социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимися опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами
дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей,
которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать)
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та
готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и
гражданского общества.
Содержание программы
1. Развитие психических процессов:
развитие концентрации внимания;
тренировка внимания;
тренировка слуховой памяти;
тренировка зрительной памяти;
развитие воображения;
4


развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение
предметов, классификация и поиск закономерностей).
На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и
формированию психических данных процессов. Используются задания,
которые способствуют развитию перечисленных качеств. Задачи
геометрического характера. Занимательные геометрические задачи
способствуют формированию и развитию пространственных представлений.
Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их
свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
Задания на развитие внимания.
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд
игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема
внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию
таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно
сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и
возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые
задачи.
Задания, развивающие память.
Включаются упражнения на развитие и совершенствование слуховой и
зрительной памяти. Участвуя в играх, обучающиеся учатся пользоваться
своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие
запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно
сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с
тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания,
развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность,
закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения.
Развитие воображения построено в основном на материале,
включающем задания геометрического характера;

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел
или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо
изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо
начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию
дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью
выявления замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение
заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

складывание и перекладывание спичек с целью составления
заданных фигур.
5


Совершенствованию воображения способствует работа с изографами
(слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение
того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с
помощью чисел).
Задания, развивающие мышление.
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является
развитие мышления. С этой целью используются задания, которые
позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить
правильные суждения и проводить доказательства без предварительного
теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе
выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты,
выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между
понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания,
направленные на формирование умений работать с алгоритмическими
предписаниями (шаговое выполнение задания).
2.
Нестандартные
задачи
логического
характера.
Задания
геометрического характера:
уникурсальные кривые;
составление и моделирование предметов;
построение фигур из счетных палочек;
построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".
Систематическое решение логически - поисковых задач из области
математики способствует развитию гибкости мышления.
3. Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному
восприятию и пониманию математических законов, формированию
мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное
нестандартное условие и содержание:
арифметический шифр;
математический фокус;
арифметические лабиринты с воротами;
математические ребусы;
магические квадраты 3*3;
Они учат обучающихся поиску рациональных способов применения
знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и
решение.
4. Игры Зака А. А. ("Муха", "Просветы"). Знакомство с играми,
способствующими развитию способности действовать в уме.
Тематический план
№ п/п
1
2

Тема занятия
Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в
начале учебного года.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.
6



3
4
5
6
7

Логически - поисковые задания.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Лабиринт. Логически-поисковые задачи.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мыслительных операций: анализ, синтез,
сравнение,
классификация.

8
9

Тренировка зрительной памяти. Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей.

10
11
12
13

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Обучение поиску закономерностей.
Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. Задания
по перекладыванию спичек.

14
15

Развитие быстроты реакций. Совершенствование мыслительных операций.
Обучение поиску закономерностей.

16
17
18
19
20
21
22
23

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Игра «Лабиринт»
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Логически-поисковые задачи.
Развитие слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Развитие умения решать
нестандартные
задачи
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакций. Совершенствование мыслительных операций.
Обучение поиску закономерностей
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Логически-поисковые
задания.
Конкурс «Эрудит»
Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Антонимы.
Многозначные слова.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций.
Поиск закономерностей.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакций. Совершенствование мыслительных операций.
Совершенствование мыслительных операций. Обобщение по признаку.
Анаграммы.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Логически-поисковые
задания. Фразеологизмы.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Логически-поисковые
задания. Фразеологизмы.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Логически-поисковые
задания. Комбинаторные задачи.
7



47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Логически-поисковые
задания. Фразеологизмы.
Поиск закономерностей. Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие мышления и творческого воображения. Развитие мыслительных
операций анализа и синтеза.
Задания по перекладыванию спичек. Анаграммы.
Развитие быстроты реакций. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления.
Логически-поисковые задания. Итоговая игра «Умники и умницы»
Обучение поиску закономерностей.
Итоговое занятие.

Формы контроля
Для оценки результатов предусматриваются следующие формы
контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития
учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты
фиксируются в зачетном листе учителя);
Виды текущего контроля:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного
действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу,
«план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления
учебного действия методом сравнения фактических результатов или
выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль предусмотрен в следующих формах:
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль, определение обучающимся границ своего
«знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание
тех
проблем,
которые
ещё
предстоит
решить
в
ходе
осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими
8


детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В
рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при
выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше
самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект
занятий;
поведение обучающихся на занятиях: активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты занятий;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли
обучающиеся с этими заданиями самостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть
повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также
наблюдения учителей за работой обучающихся на уроках (повышение
активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной
деятельности).
Также показателем эффективности занятий по Программы является
динамика развития познавательных способностей обучающихся.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
№
1.

2.

5.

Методические и учебные
пособия
Холодова
О.,
Москва:
РОСТ книга, 2007 г
Криволапова Н.А. Учимся
учиться [Текст]: программа
развития познавательных
способностей
учащихся
младших классов / Н.А.
Криволапова,
И.Ю.
Цибаева. – Курган: Ин - т
повыш.
квалиф. и
переподготовки
раб-ов
образования, 2005. – 34 с. –
(
Серия
«Умники
и
умницы»)
Григорьев Д.В. Внеурочная
деятельность школьников
[Текст]:
методический
конструктор: пособие для
учителя / Д.В.Григорьев,
П.В.Степанов.
–
М.:
Просвещение, 2010. – 223 с.

Название пособия

Вид пособия

«Юным
умникам
и
умницам:
Задания
по
развитию познавательных
способностей (6-7 лет)»
Учимся учиться [Текст]:
программа
развития
познавательных
способностей
учащихся
младших классов

Методическое пособие
для 2 класса
Программа развития
познавательных
способностей
учащихся

Внеурочная деятельность Пособие для учителя
школьников
[Текст]:
методический конструктор:
пособие для учителя

9


6.

7.

8.

9.

10.

–
(Стандарты
второго
поколения)
Оценка
достижения
планируемых результатов в
начальной школе [Текст]:
система заданий. В 2-х ч.
Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и
др.];
под
ред.
Г.С.
Ковалевой, О.Б. Логиновой.
- 2 – е изд. – М.:
Просвещение, 2010. – 215 с.
–
(Стандарты
второго
поколения)
Как
проектировать
универсальные
учебные
действия
в
начальной
школе [Текст]: от действия
к мысли : пособие для
учителя / А.Г. Асмолов [ и
др.];
под
ред.
А.Г.
Асмолова. -2 –е изд. – М.:
Просвещение, 2010. – 152 с.
–
(Стандарты
второго
поколения)
Учебная литература для
учащихся
Холодова О., Москва: РОСТ
книга, 2007 г
Языканова
Е.В.
,М.:Издательство
«Экзамен», 2012
Орг А.О., Белицкая Н.Г.,М.:Издательство «Экзамен»,
2011

Оценка
достижения Пособие для учителя
планируемых результатов в
начальной школе [Текст]:
система заданий

Как
проектировать Пособие для учителя
универсальные
учебные
действия
в
начальной
школе [Текст]: от действия
к мысли : пособие для
учителя

«Юным
умникам
и
умницам:
Задания
по
развитию познавательных
способностей (9-10 лет)»
«Развивающие
задания:
тесты, игры, упражнения: 4
класс» »
«Олимпиады
по
математике. 2 класс»

Рабочие тетради в 2-х
частях.
Учебное пособие
Пособие

Материально-техническое обеспечение
1.
Наборы цифр и знаков на магнитной основе.
2.
Геометрические фигуры, модели, игра Танграм (раздаточный
материал).
3.
Линейки, треугольники.
4.
Электронные дидактические материалы для интерактивной
доски.
5.
Компьютер, проектор, интерактивная доска.

10



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Так же на сайте установлено ПО Яндекс-метрика, которое фиксирует посещаемость сайта. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».