Аннотации к рабочим программам ФГОС ООО

АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ
УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
(5-9 классы ФГОС ООО)
Рабочие программы составлены на основе Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273; Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897 с последующими изменениями;
Концепции духовнонравственного воспитания; Примерных программ по учебным предметам.
Рабочие программы являются приложением к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ СОШ №102.

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями реализации основной образовательной программы основного общего
образования является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение
обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования. Русский язык - учебный предмет, направленный не только на овладение
определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и
навыков, но и на формирование речевого, речемыслительного, духовного развития
школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни,
способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует
овладению будущей профессией. Отличительные особенности программы Данная
программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает
распределение учебных часов по разделам курса и задает последовательность изучения
материала. Рабочая программа содействует реализации единой концепции образования,
сохраняя при этом условия для вариативного изучения предмета и проявления творческой
инициативы учителей.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Русский язык»
тесно связан с предметом «Литература». Русский язык – национальный язык русского
народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством
межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного
общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует
представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России,
о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Русский язык
является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его
изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего
образования. Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование
коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее
компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой
компетенций. Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками
использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту,
интересам,
психологическим
особенностям
обучающихся
основной
школы.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать
знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии
и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об
основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный
запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение
пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция
– осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и

истории народа, национально- культурной специфики русского языка, владение нормами
русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют
их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе
изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА»
Цель изучения литературы на этапе основного общего образования –
формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и
понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной
литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к
адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и
самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте
чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается
умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения
собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении
прочитанного, формируется художественный вкус.
Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый
фундамент для достижения перечисленных целей. Объект изучения в учебном процессе −
литературное произведение в его жанрово- родовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников,
как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков
культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного,
комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и
академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он
представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения),
которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического,
историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе
предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе, который
продолжается в 10-11 классах.

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «РОДНОЙ ЯЗЫК И РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА»
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Изучение предмета "Родной русский язык" должно приобщить обучающихся к
литературному наследию своего народа, обогатить активного и потенциального
словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей
полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета, позволит получить знания о родном языке
как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях
его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Изучение предмета "Родная русская литература" должно помочь обучающимся
осознать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога; понимать родную литературу как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни; воспитать квалифицированного
читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое
мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
«ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Социально-экономические и социально-политические изменения, происходящие в
России с начала XXI века, существенно повлияли на расширение социального круга групп
людей, вовлечённых в культурные контакты с представителями других стран и культур.
В связи с интеграцией России в единое европейское образовательное пространство
усиливается процесс модернизации российской школьной системы образования. В
результате этого процесса меняются цели, задачи и содержание обучения иностранным
языкам в школе.
Особенно важным представляется изучение иностранных языков в свете
формирования и развития всех видов речевой деятельности, что предлагает развитие
совокупности анализаторов (слухового, речемоторного, зрительного, двигательного) в их
сложного взаимодействии.
В свете происходящих изменений в коммуникации (всё более актуальным
становятся такие виды речевой деятельности, как письмо, чтение) следует отметить, что
большую актуальность приобретает обучение именно этим видам речевой деятельности.
В процессе обучения иностранным языкам решаются не только задачи
практического владения языком, но и воспитательные и образовательные, поскольку они
самым тесным образом связаны с практическим владением языком. Владение
иностранным языком обеспечивает возможность выражать одну и ту же мысль
посредством разных лексических и грамматических единиц не только на иностранном, но
и на родном языке, делает мыслительные процессы более гибкими, развивает речевые
способности учащихся, привлекает внимание учащихся к различным языковым формам
выражения мысли в родном и иностранном языках. Не секрет, что, овладевая
иностранным, ученики лучше понимают родной язык. Изучая иностранный язык,
учащиеся развивают и тренируют память, волю, внимание, трудолюбие; расширяется
кругозор, развиваются познавательные интересы, формируются навык работы с текстами
любого типа.
В свете современных тенденций обучение иностранным языкам предполагает
интегративный подход, соответственно в образовательном процессе необходимо не
только развивать умения иноязычного речевого общения, но и решать задачи
воспитательного культурного, межкультурного и прагматического характера.

Данная рабочая программа предназначена для 5-9 классов общеобразовательных
учреждений и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования с учётом концепции духовнонравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования.
Данная программа является продолжением программы начальной школы, что
обеспечивает преемственность образовательного процесса.
Целью обучения английскому языку является развитие иноязычной
коммуникативной компетенции развитие личности учащихся посредством реализации
воспитательного потенциала иностранного языка.
Формы организации образовательного процесса: коллективная, индивидуальная,
групповая.
Виды контроля: входящий, промежуточный, итоговый.
Формы контроля: диктанты, тесты, контрольные работы.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (НЕМЕЦКИЙ, ФРАНЦУЗСКИЙ)
Изучая второй иностранный язык, обучающиеся приобщаются к культурному
наследию стран изучаемого иностранного языка, осознают тесную связь между
овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным
ростом. У них формируется коммуникативные иноязычные компетенции (говорение,
аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и
самореализации, обогащается активный и потенциальный словарный запас.

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
«МАТЕМАТИКА», «АЛГЕБРА», «ГЕОМЕТРИЯ»
Школьное
математическое
образование
способствует
овладению
универсальным математическим языком, универсальным для естественно научных
предметов, знаниями, необходимыми для существования в современном мире.
Школьное математическое образование «ум в порядок приводит», развивает
воображение и интуицию, формирует навыки логического и алгоритмического
мышления.
Основные цели школьного математического образования:
 освоение
учащимися
системы
математических
знаний,
необходимых для изучения смежных школьных дисциплин и практической
деятельности;
 формирование представлений о математике как форме описания и
методе познания действительности;
 приобретение навыков логического и алгоритмического
мышления.
Математическое образование в школе строится с учетом принципов
непрерывности (изучение математики на протяжении всех лет обучения в школе),
преемственности (учет положительного опыта, накопленного в отечественном и
зарубежном математическом образовании), вариативности (возможность реализации
одного и того же содержания на базе различных научно методических подходов),
дифференциации (возможность для учащихся получать математическую подготовку
разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями).

Задачи:

овладеть системой математических знаний и умений,
необходимых для применения в практической деятельности, изучении
смежных дисциплин;

способствовать интеллектуальному развитию, формировать
качества, необходимые человеку для полноценной жизни в современном
обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности
мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений,
способности к преодолению трудностей;

формировать представления об идеях и методах математики
как универсального языка науки и техники, средствах моделирования
явлений и процессов;

воспитывать культуру личности, отношение к математике как части
общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА»
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, способствуя
Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, способствуя в 7-9 классах:
•
формированию
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития
представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в
современном мире;
•
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с
информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых
знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию
навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования,
моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
•
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с
учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к
продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
«ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ РОССИИ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»
Рабочая программа учебного предмета «История России. Всеобщая история» на
уровне основного общего образования разработана на основе Концепции нового учебно-

методического комплекса по отечественной истории, в целях повышения качества
школьного исторического образования, воспитания гражданственности и патриотизма,
формирования единого культурно исторического пространства Российской Федерации.
Целью школьного исторического образования является формирование у
обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей
взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли
России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и
мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития
российского государства и общества, а также современного образа России.
Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний,
ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. В действующих
федеральных государственных образовательных стандартах основного общего
образования, названы следующие задачи изучения истории в школе:
- сформировать у молодого поколения ориентиры для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- содействовать овладению обучающимися знаниями об основных этапах развития
человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли
России во всемирно-историческом процессе;
- воспитывать обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству
многонациональному Российскому государству,
в
соответствии
с
идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических
ценностей современного общества;
- развивать способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать
события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
- сформировать у школьников умения применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональнм обществе.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по
отечественной истории базовыми принципами школьного исторического
образования являются:
- идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов
становления и развития российской государственности, формирования государственной
территории единого многонационального российского народа, а также его основных
символов и ценностей;
- рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического
процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в
современном мире;
- понимание ценности гражданского общества, верховенства права, социальная
солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
- воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль
в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
- общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия
государств и народов в новейшей истории.
- познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
- формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического
образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является
системно-деятельностный
подход,
обеспечивающий
достижение
личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации
активной познавательной деятельности школьников.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на
следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
- принципе научности, определяющим соответствие учебных единиц основным
результатам научных исследований;
- многоуровневом представлении истории в единстве локальной, региональной,
отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как
совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
- многофакторном подходе к освещению истории всех сторон жизни государства и
общества;
- историческом подходе как основе формирования содержания курса и
межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного
цикла;
- антропологическом подходе, формирующим личностное эмоционально
окрашенное восприятие прошлого;
- историко-культурологическом подходе, формирующим способности к
межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Структурно предмет включает учебные курсы по всеобщей истории и истории
России.
Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с
предметом начинается с курса Всеобщей истории. Изучение всеобщей истории
способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных
народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности
исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление
о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли
России в мировом историческом процессе. Курс всеобщей истории призван сформировать
у обучающихся познавательный интерес, базовые навыки определения места
исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы,
происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических,
территориальных и иных условиях. В рамках курса всеобщей истории обучающиеся
знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении
человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших
событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических
процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися
культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих
поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому
наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников
истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических
источников. Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие
России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические
ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям
мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.
Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и
населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного
города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей
социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего
края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности,
хранителей традиций рода и семьи. Важная мировоззренческая задача курса
отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости
российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это
достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории,
сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в

содержание образования элементов региональной истории и компаративных
характеристик.
Патриотическая основа исторического образования имеет цель воспитать у
молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории.
Одной из главных задач школьного курса истории является формирование
гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать акцент на идее
гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и
общества. С этим связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей
граждан, строительства гражданского общества, формирования правового сознания.
Следует уделить внимание историческому опыту гражданской активности, местного
самоуправления, сословного представительства.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию является приложением Основной
образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 102.
Основные цели изучения обществознания в школе: · социализация подростка, его
приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества,
формирование гражданской идентичности личности; · освоение обучающимися разных
социальных ролей, норм и правил жизни в обществе; · активное вовлечение обучающихся
в общественную жизнь и реализацию социальных проектов.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван
помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных
задач:
- обучить основам обществоведческих знаний и умений;
- усвоить обучающимся на информационном, практическом и эмоциональном
уровнях идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения
гражданских прав и свобод личности, осознанного и ответственного выбора в условиях
социальных альтернатив);
- освоить школьникам на информационном и эмоциональном уровне основных
социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте;
- овладеть обучающимся обобщенными способами мыслительной, творческой
деятельности;
- освоить обучающимся компетенции (учебно-познавательную, коммуникативную,
рефлексивную, личностного саморазвития, ценностно-смысловую, информационно-технологическую);
- создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения
подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта
практической
и
познавательной,
коммуникативной,
эмоционально-оценочной
деятельности);
- овладеть обучающимся практическими навыками получения адаптированной
социальной информации из различных источников, возможность осуществлять
рефлексию личного социального опыта, актуальную социальную практику;
- практически освоить обучающимся конструктивные способы учебной и
социальной коммуникаций;
- предоставлять для обучающихся необходимую информацию о практическом
освоении возможностей и особенностей получения образования, перспективах
допрофессиональной подготовки, рефлексии своих склонностей, способностей.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
Определение целостности научно-географических знаний в формировании личности
позволяет сформировать общую цель основного географического образования формирование у подростков географической картинки единого мира как составной части
ноосферы Земли. Основные цели изучения географии в школе:
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического
пространствах на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет
сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических,
социально-экологических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в
географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на
современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды, рационального
природопользования и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабе России и
мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной
организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими
факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий
проживания.
За учебную четверть оцениваются знания географической номенклатуры, работа в
контурных картах. Отслеживаются результаты освоения междисциплинарных учебных
программ (формирование универсальных учебных действий, формирование ИКТ, основы
учебно-исследовательской и проектной деятельности, основы смыслового чтения).
Выполнение системы практических работ, предусмотренной программой,
способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими,
геоэкологическими подходами и методами.

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
«ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИКА»
Основные цели изучения физики в школе:
овладение методами научного познания законов природы и формирование на этой
основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели,
устанавливать границы их применимости;
применение полученных знаний для объяснения природных явлений и процессов,
принципов действия технических устройств, решения практических задач;
формирование представлений о познаваемости законов природы, необходимости
разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого
общества.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
•знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования
объектов и явлений природы;
•приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

•формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять
опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием
измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
•овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление,
эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат
экспериментальной проверки;
•понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации,
ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных
потребностей человека.
Учебный предмет «Физика» способствует формированию у обучающихся умений
безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить естественно-научные
исследования и эксперименты, анализировать полученные результаты, представлять и
научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Физика» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний физики в жизни
основано на межпредметных связях с предметами: «Математика», «Информатика»,
«Химия»,
«Биология»,
«География»,
«Экология»,
«Основы
безопасности
жизнедеятельности», «История», «Литература» и др.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного
предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач
формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей
и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание
следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного
познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению.
Школьный курс физики является системообразующим курсом для естественнонаучных
предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии,
биологии, географии
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ХИМИЯ»
Цели реализации программы: достижение обучающимися результатов изучения
учебного предмета «Химия» в соответствии с требованиями, утвержденными
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования.
Задачами реализации программы учебного предмета являются:

формирование первоначальных систематизированных представлений о
веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным
аппаратом и символическим языком химии;

осознание объективной значимости основ химической науки как области
современного естествознания, химических превращений неорганических и органических
веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление
представлений о материальном единстве мира;

овладение основами химической грамотности: способностью анализировать
и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного
обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать
и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и
окружающей среды;

 формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять
причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а
также зависимость применения веществ от их свойств;
 приобретение опыта использования различных методов изучения веществ:
наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических
экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
 формирование представлений о значении химической науки в решении
современных экологических проблем, в том числе в предотвращении
техногенных и экологических катастроф.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он
позволяет сформировать у учащихся специальные предметные умения работать с
химическими веществами, выполнять простые химические опыты, научить их
безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на
производстве.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«БИОЛОГИЯ»
Цель биологического образования: формирование биологической и экологической
грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее
многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций
в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся
ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования
интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.
Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и
практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с
объективными реалиями жизни.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения
биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они
являются наиболее общими и социально значимыми.
Задачами биологического образования являются:
- овладение системой знаний о структурно-функциональных и генетических
основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы,
экосистемах, биоразнообразии, эволюции, что необходимо для осознания ценности всего
живого на Земле;
- формирование норм и правил экологической этики, ответственного отношения к
живой природе как основе экологического воспитания школьников;
- формирование генетической грамотности – основы здорового образа жизни,
сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
- развитие личности учащихся, стремление применить биологические знания на
практике, участвовать в практической деятельности в области медицины, сельского
хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы;
- изучение содержания учебной дисциплины в соответствии с деятельностным
подходом и ориентацией на познание реальной действительности.

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
«ИСКУССТВО»
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую
образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность,
художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей
действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет
интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуальнопространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры,
народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает
возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и
профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе является продолжением
художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и
опирается на полученный ими художественный опыт. Программа учитывает традиции
российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ
зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая
последовательность
программы
обеспечивает целостность
учебного
процессаи
преемственность этапов обучения.
Цели курса:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и
ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоциональноэстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного,
декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных
функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна,
архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на
основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности,
изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению,
воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству,
способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития
и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование
российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность
общекультурного,
личностного
и
познавательного
развития
учащихся,
и
коммуникативных качеств личности.
Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к
основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и
развитию.

Основное содержание образования в программе представлено следующими
содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и
музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире»: традиции и инновации».
Данные содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом
музыки в начальной школе.
Программа ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний,
расширение опыта музыкально - творческой деятельности, формирование устойчивого
интереса к отечественным и мировым музыкальным традициям; реализацию
компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально - энергетического
тонуса подростков, снятие нервно – психических перегрузок учащихся
Преподавание музыки в 5-7 классах направлено на достижение следующих целей:
- развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры
школьников;
- овладение художественно - практическими умениями и навыками в разнообразных видах
музыкально - творческой деятельности.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий,
воспитание умения учиться, достижение учащимися личностных, метапредметных и
предметных результатов по музыке.

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
«ТЕХНОЛОГИЯ»
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ТЕХНОЛОГИЯ»
Рабочая программа по учебному предмету «технология» является приложением к
образовательной программе основного общего образования
Цель:
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего
образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о
современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Задачи:
 Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и
механизированного труда с использованием распространенных инструментов,
механизмов
и
машин,
способами
управления
отдельными
видами
распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей
профессиональной деятельности;
 Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
 Приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и
самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и
имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.
 Воспитывать
трудолюбие,
внимательность,
самостоятельность,
чувство
ответственности;
 Формировать эстетический вкус;
 Прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры,
аккуратности;
 Совершенствовать формы профориентации учащихся;
 Развивать логическое мышление и творческие способности;

Научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд,
применять знания, полученные на уроках.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебнопрактические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по
технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных
работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно
акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они
выдвигают в качестве творческой идеи.


ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему
развитию личности посредством формирования физической культуры личности
школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее
физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки
в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять
физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих
задач, направленных на:

укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому
развитию;

обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

развитие двигательных (кондиционных и координационных)
способностей;

приобретение необходимых знаний в области физической культуры и
спорта;

углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях,
снарядах, инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий,
оказание первой помощи при травмах;

выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве
командира отделения, капитана команды, судьи;

воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься
физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха,
тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие
психических процессов и свойств личности.
В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями
контингента учащихся, условиями проведения занятий определяются содержание
учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации
занятий.
Программа структурирована по разделам, содержание программного материала
состоит из двух частей-базовой и вариативной. В базовую часть входит материал в
соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент «кроссовая подготовка». Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по

предмету
«Физическая
культура».
Базовый
компонент
составляет
основу
общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической
культуры и не зависит от региональных и национальных особенностей ученика.
Вариативная часть программы обусловлена необходимостью учёта индивидуальных
особенностей детей. Вариативная часть включает в себя программный материал по
разделу «Подвижные игры с элементами баскетбола» и «кроссовая подготовка».
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения
сложности элементов на базе ранее пройденных.
Обучение сложной технике основных видов спорта основывается на
приобретённых в начальной школе простейших двигательных умениях и навыках.
Высокое качество этого процесса обеспечивается умелым применением подводящих и
подготовительных упражнений, расчленённого и целостного методов обучения,
интенсивных методов обучения (проблемное и программированное обучение, метод
сопряжённого обучения и развития двигательных качеств и др.)
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Программа отражает обязательный минимум содержания образования по основам
безопасности жизнедеятельности, требования к уровню подготовки выпускников.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на уровне основного общего
образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и
основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни,
обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного
отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно
действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» играет большую роль в деле
подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан
Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование
можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области
безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния
человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
Структурно программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в
основной школе состоит из двух разделов.
Раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и государства» включает в
себя темы:
- Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
- Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
и социального характера.
- Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
- Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций.
- Современный комплекс проблем безопасности.
Раздел 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» включает в себя
темы:
- Основы здорового образа жизни.
- Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ "ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ"
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ШКОЛЬНЫЕ СТУПЕНИ»
Часы предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
реализуются через курс «Школьные ступени» в 5-х классах по 1 часу в неделю, в который
входит, помимо изучения предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов
России", знакомство с самопознанием обучающихся, успешной адаптации.
Изучение «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлено
на достижение следующих целей:
 развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи, общества;
 формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному
саморазвитию;
 знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
 формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
 об исторической роли традиционных религий в становлении российской
государственности;
 осознание ценности человеческой жизни;
 воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,
духовных традициях народов России;
 становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ЧАСТИ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«НАШ КРАЙ»
Изучение литературы и экологии Урала на уровне основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
- воспитать чувство уважения к культуре Урала и природе края;
- освоить знания о важнейших литераторах Урала.
- усвоить гуманистические, демократические и традиционные ценности
многонационального российского общества;
- освоить социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развить моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- овладеть элементарными методами экологического познания, умениями работать
с различными источниками информации;
- сформировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- сформировать основы правосознания для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в
необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений
реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
- применять знания и представления о сложившихся экосистемах и их ролив жизни
страны и родного края.
Изучение курсов "Литература Урала" и "Экология Урала" ориентировано на
личностное развитие обучающихся,
социализацию подростков, формирования их
мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Предмет «Наш Край» изучается как часть школьного компонента общего
образования в качестве обязательного предмета в 5—9 классах.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Программа отражает обязательный минимум содержания образования по основам
безопасности жизнедеятельности, требования к уровню подготовки выпускников.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на уровне основного общего
образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и
основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни,
обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного
отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно
действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» играет большую роль в деле
подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан
Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование
можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области
безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния
человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

АННОТАЦИЯ к рабочей программе «ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ»
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, способствуя:
 развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов
информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными
видами
информации,
самостоятельно
планировать
и
осуществлять
индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и
оценивать ее результаты;
 целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект»,
«система», «модель», «алгоритм» идр.;
 воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации;
развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся.
В 5-6 классах за счет школьного компонента с целью формирования
информационно-коммуникационной культуры школьников вводится курс «Введение в
информатику» (1 час в неделю). Общее количество времени обучения составляет 70
часов.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ И ВЕРОЯТНОСТЬ»
Учебный курс ориентирован на развитие у школьника умений решать задачи
практического характера: представление данных в таблицах и диаграммах;
описательная статистика; случайные события и вероятность; математическое описание
случайных событий; вероятности случайных событий; сложение и умножение
вероятностей; элементы комбинаторики. Курс развивает умение работать с
информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, производить
интерпретацию результатов, полученных при исследованиях и опросах общественного
мнения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Так же на сайте установлено ПО Яндекс-метрика, которое фиксирует посещаемость сайта. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».